Брак по расчету (окончание)
Брак по расчету (окончание)
(Окончание. Начало в №12)
Всем известна поговорка: «Не родись красивой, а родись счастливой». Татьяна родилась красивой. Ее родители поженились, не испытывая особых чувств друг к другу. Мать в свои двадцать шесть лет опасалась окончательно в девках засидеться, а отцу изрядно надоела холостяцкая жизнь с ее бытовыми проблемами. Они не объяснялись в любви, но при регистрации брака женщина обещала быть хорошей хозяйкой и верной женой, а мужчина – верным и заботливым мужем.
Счастье пришло к ним с рождением дочери, ставшей смыслом их жизни. Особого достатка в семье не было, но девочка ни в чем не знала отказа. В повседневных заботах родители и не заметили, как и когда дочь успела вырасти и превратиться в стройную, очаровательную девушку, на которую заглядывались не только молодые парни, но и мужчины солидного возраста. «Отец, смотри, какая невеста у нас выросла!» – не раз с восторгом говаривала мать, любуясь дочкой. «Скоро и о свадьбе надо будет думать», – мечтательно вторил отец. И они думали, перебирая всех потенциальных кандидатов в женихи дочери, но в округе не находили ни одного достойного. «Ты у нас девка видная и жить должна в достатке, а не так, как мы с матерью – всю жизнь копейки считаем», – наставлял заботливый отец. «А как же любовь?» – недоумевала дочь, на что у родителей был готовый ответ: «А что любовь? Одна канитель с ней! Вон мы в любви не объяснялись, а живем душа в душу почти двадцать лет. А ты-то со своей красотой можешь найти себе такого мужа, который и на руках носить будет, и одевать-обувать как королеву».
Претендентов на руку и сердце у Татьяны было, хоть отбавляй, но родители, да и сама девушка были слишком разборчивы. Подружки Татьяны давно замуж повыскакивали, детей успели нарожать, а она все ждала принца на белом коне. Поистине прав был К. Колтон: «Красивая женщина, если она бедна, должна быть вдвойне осмотрительна, ибо ее красота будет соблазнять другого, ее бедность будет соблазнять ее саму».
Сколько бы еще Татьяна ходила в невестах – никому не ведомо, не вмешайся господин случай. Однажды в воскресный день она с покупками вышла из магазина, и вдруг перед ней, взвизгнув тормозами, остановилась внушительных размеров иномарка. «Надо же! В таком захолустье и такая красота выросла!» – воскликнул незнакомец, сидевший за рулем. Слово за словом завязался непринужденный разговор. Мужчина предложил подвезти красавицу до дома, и она согласилась без особых колебаний. Так Татьяна познакомилась со своим будущим мужем. «Сорок восемь лет, бизнесмен, хоть и разведен, но детей нет. Ну, чем не жених тебе?» – уговаривали родители любимую дочь. И уговорили.
Артем стал частым гостем в доме и очаровал всю семью. Он умел красиво ухаживать, был во всем предупредителен и щедр. Татьяне казалось, что, наконец, она нашла того, кто ей нужен, и надо спешить, ловить свою птицу счастья. И девушка поспешила, но не сразу осознала, что сама оказалась птицей в золотой клетке. После свадьбы кончились ужины в дорогих ресторанах, большой редкостью стали подарки. С утра и до вечера она крутилась, как белка в колесе, в большом загородном доме. Уборка, стирка, кухня отнимали так много сил, что к приходу мужа она чувствовала себя выжатым лимоном. О том, чтобы нанять домработницу, муж и слышать не хотел: «Зачем лишние расходы? Да и не для того я женился, чтобы меня обслуживали чужие люди».
Не прошло и полугода со дня свадьбы, как Артем потерял всякий интерес к жене. Он стал частенько задерживаться на работе до глубокой ночи, а то и до самого утра, не соизволив предупредить жену. Долгими вечерами молодая женщина часами простаивала у окна в ожидании своего благодетеля, вздрагивая от каждого звука. А в выходные, а то и среди недели, могли нагрянуть гости, и она должна была соответствовать. Татьяна выбивалась из последних сил, чтобы угодить мужу. На себя у нее катастрофически не хватало времени. Вот и темные круги появились под глазами, и горестные морщинки затаились в уголках все еще красивых губ. «Ты бы хоть занялась собой, а то ходишь, как ушибленная» – заявил однажды суженый и нагрузил жену новыми заботами.
За два года «райской» жизни Татьяна постарела лет на десять. Детей Артем не хотел, а после нескольких абортов их и вовсе быть не могло. К тому же у него появилась новая пассия, и он совсем перестал обращать внимание на жену, как на женщину. Татьяна попыталась выяснить отношения, но он был категоричен: «Не нравится – катись к маме с папой, а я буду жить так, как считаю нужным». И она ушла, оставив в коттедже шесть лет своей жизни и ничего не получив взамен. Самое обидное было в том, что Артем был рад такой развязке событий. «Что-то мы с тобой не так рассчитали, отец», – сокрушалась мать, когда дочь вернулась. «Да уж, не повезло нам с зятем. Ну, ничего, мы найдем ей такого жениха, что все обзавидуются!» – утешал отец, и сам не верил своим словам.
Корыстный расчет в данном случае не принес счастье молодой женщине. К сожалению, такие браки в последние годы не редкость, и надо обладать незаурядным умом, дипломатическими способностями, чувством собственного достоинства, чтобы в браке по расчету занять свое место под солнцем. Но зачастую брак по корыстному расчету, по выражению Ф. Энгельса, «обращается в самую откровенную проституцию – иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, а раз и навсегда продает его в рабство». Правда, в утешение корыстолюбцам можно сослаться на Фурье, который остроумно заметил: «Как в грамматике два отрицания дают одно утверждение, так и в брачной морали две проституции составляют одну добродетель».
Не будем в отличие от классиков столь категоричны и строги в оценке таких браков. Как видим из приведенных примеров, два брака, а какие разные судьбы. И все лишь потому, что мотивы вступления в брак разные. Справедливости ради следует отметить, что и брак по любви вовсе не предполагает обязательное и стопроцентное бескорыстие, особенно в тех случаях, когда к неземному блаженству прилагаются и вполне земные блага. Но пусть даже их нет, пусть рай предполагается в классическом шалаше, но, тем не менее, «стремление узаконить и закрепить официально за собой право на величайшее на свете наслаждение – разве это не корысть? А ревность, а злобная грязная ненависть, которой порой оборачивается отвергнутая страсть, – разве это не корысть беснуется, обманутая в своих ожиданиях?» (Л. Жуховицкий)
Если спросить у молодых, какой брак лучше – по любви или расчету, большинство выберет любовь. Но как показывает жизнь, между браком по любви и браком по расчету непроходимой пропасти нет. Каждый человек волен в своем выборе.
Нина ЛОГВИНЕНКО, психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии