Боль и надежды Караканского бора
Боль и надежды Караканского бора
Таких заповедных уголков, как Каракан, не то что в нашей области – на планете осталось совсем немного. Но день ото дня эта жемчужина теряет первозданность и величие. Сохранить для себя и потомков уникальный лесной массив – дело чести и для власти, и для общественности.
Путешествие в прошлое
За Завьялово начинается и сам бор, и ощутимая тряска в автобусе, который везет журналистов новосибирских СМИ. Дорога, к радости местных жителей, делается, но пока без асфальта. Хотя для таких заповедных мест хороший проезд – палка о двух концах.
В Караканском бору я никогда не был, поэтому жадно слушаю рассказы спутников. Лет 10-15 назад на песчаных холмах можно было увидеть упругие ковры брусники, а в понижениях – заросли черной и красной смородины, черники. В бору водились лоси, а в речушках хорошо ловилась на удочку рыба. Сегодня это стало воспоминанием. Вместо даров сибирской природы то там, то сям видны кучи мусора. А мимо то и дело пылят груженые под завязку лесовозы.
Во время экскурсии, организованной пресс-службой Президиума СО РАН и Сибэкоцентром, мы окунулись не только в сегодняшние проблемы бора, но и в прошлое. Нашим коллективным гидом стали соавторы концепции развития Большого Каракана. Главный специалист ЦСБС СО РАН, д.б.н., профессор Николай Лащинский рассказал о естественном развитии этого леса; научный сотрудник Института истории, к.и.н. Вадим Журавлев – о малоизвестных реальных событиях, мифах и легендах; председатель совета и координатор Лесной программы межрегиональной общественной организации «Сибэкоцентр» Александр Дубынин – о создании особо охраняемой природной территории. Экскурсоводом по археологическим памятникам стал начальник отдела археологии Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия НСО Владимир Сумин. Мы узнали, например, что именно здесь, возле устья реки Каракан, находится городище Завьялово-5, стоянка древних охотников и рыболовов. Реконструкция этого памятника может стать одним из артефактов будущего природного парка.
В долине Каменушки
По пути в живописную долину реки Каменушка журналисты увидели из окна автобуса и другой памятник – преступной беспечности тех, кто призван охранять лес. В центральной части бора на многие километры протянулось уже поросшее растительностью кладбище полуобгоревших сосен, возникшее на месте пожара 6 лет назад. Почему-то его не тушили, говорят, четыре дня: лесная служба всполошилась только тогда, когда огонь, охватив 15 тыс. га, стал доходить до села Нижняя Каменка.
Каменушка течет по глубокому каньону, поросшему березняком, между неповторимой красоты берегами из «тертого» камня. По высохшему руслу некогда бурной речки (в XIX веке на ее энергии работали пять мельниц) пробираемся к самому загадочному месту бора – скале с четко вырисовывающейся «дверью». По легенде, которую рассказал Вадим Журавлев, через нее, сказав заветное слово, скрылся от напавших на деревню врагов мальчик с котелком, полным золотых монет.
Сокровищам Каракана нужен хозяин
– Караканский бор до сих пор интересен и уникален с природной точки зрения, – сообщил Александр Дубынин. – Возник он на месте перевеянных песков (по сути дела, это «застывший ветер», дюны, поросшие деревьями). Здесь обитают растения, занесенные в Красную книгу, например, венерин башмачок и другие орхидеи, которые сохранились в более влажных по сравнению с верхушкой дюны низинных березняках.
– Бор находится в зоне влияния новосибирской агломерации, поэтому приоритет в его использовании должен принадлежать рекреации (организации отдыха населения, обеспечения близлежащих городов чистым воздухом и т.п.), а не производству древесины, – убежден Александр Владимирович. – Соответствующие ограничения лесопользования вводились и ранее, в частности, после того, как в 1940–1970-e годы приобские боры нещадно вырубали. Сегодня эстафету сохранения леса приняли на себя не только создатели проекта «Устойчивое развитие и охрана природы Каракана», поддержанного правительством НСО, но и созданный недавно общественный Караканский совет. Это своеобразная переговорная площадка для всех, кто заинтересован в сохранении бора и развитии на его территории экологического и познавательного туризма, и одновременно объединение энтузиастов сохранения бора.
Остановить рубки, создать природный парк
В финале путешествия журналисты поучаствовали в круглом столе «Проблемы и перспективы Каракана», организованном общественным советом. В разговоре, который состоялся на гостеприимной террасе одного из жителей деревни Ерестная, еще раз была обозначена главная боль – активная лесозаготовка арендаторами и «покупателями» леса на корню, в основном из соседнего Алтайского края.
– Еще пацанами мы вручную заготавливали лес, трелевали только конями, чтобы не повредить брусничник, – вспоминает член Караканского совета Николай Кузнецов. – На сегодняшний беспредел смотреть не могу – наворачиваются слезы. Везде деляны, остатки порубок, кучи срубленного и брошенного леса. На каждом дереве, предназначенном для рубки, должно быть специальное клеймо. Но их, как правило, нет и в помине, только затёсы топором. У меня есть видеоматериалы, подтверждающие варварство вырубок: по 25 лесовозов в день проходит по нашему поселку.
– Еще в 2000 году я видел в окрестностях Ерестной лосей, зайцев, глухарей. Сейчас эта живность – большая редкость. Старожилы вспоминают, что таких масштабных рубок не было здесь даже во время войны, – констатирует член правления садоводческого товарищества «Ерестнинка» Павел Салахов. – Пройдите вглубь леса: ни ручейков, ни болотин – вода ушла. Видны только завалы сухой древесины. Первая зажженная спичка или просто осколок бутылки в роли увеличительного стекла – и всё, пожар! Мы живем на пороховом погребе.
В заключительном слове председатель Совета депутатов Ордынского района Алла Трифонова сказала:
– Вмешательство в судьбу нашего бора депутатов и общественности очень раздражает лесников, считающих себя непогрешимыми специалистами. Мы не собираемся ни с кем воевать, но противостояние народных избранников тем, кто призван беречь и охранять лесное богатство, уже налицо. Однако отсутствие контроля за арендаторами и лесопользователями – это лишь следствие несовершенства Лесного кодекса: сегодня почти любое деяние может быть расценено как законное. У лесозаготовителей, например, стало правилом вместо больных деревьев рубить большие и здоровые, а вместо тысячи кубометров валить три. В бору хозяйничают «дикие» бригады, в то же время местное население не может получить без препон не только строительную древесину, но и порубочные остатки на дрова.
Выход из непростой ситуации все же предложен.
– В прошлом году мы решили вернуться к идее природного парка, – говорит Алла Васильевна. – К осени будет подготовлено эколого-экономическое обоснование, и мы обратимся к руководству области. Новый статус даст возможность использовать Караканский бор по перспективным направлениям, привлечь инвесторов в туристический бизнес. И, конечно, станет главным инструментом в дальнейшем изучении и сохранении лесной зоны.
Петр ИВАНОВ
Комментарии