Беседа на мужскую тему
Беседа на мужскую тему
История развития оружия напрямую связана с прогрессом общества. Оружие далекого прошлого помогает восстановить картину, какой была Сибирь много веков назад. Всегда история человечества и оружия были неразрывны. Исследованиями в этом направлении успешно занимается Леонид БОБРОВ, самый молодой доктор исторических наук за Уралом (ему 33 года), специалист по оружию. С 2011-го он – доцент кафедры археологии и этнографии Новосибирского госуниверситета, автор более 100 статей и трех монографий по истории Сибири, Центральной, Средней и континентальной Восточной Азии.
– Леонид, Вы историк и археолог?
– В первую очередь я военный историк и поэтому меня всегда в археологии интересовали темы, которые так или иначе соприкасались с оружием, военным делом, военной историей. В археологической науке есть целое направление, изучающее военное искусство народов прошлого: как люди воевали, как защищали свою страну, каким оружием сражались, почему оно эволюционировало на протяжении тысячелетий и как будет развиваться дальше. Такая хорошая мужская тема. Хотя и среди наших студенток и аспиранток есть современные амазонки.
– Почему Вас интересует эта тема?
– Любой пацан в детстве интересуется оружием и военной техникой. Этот интерес не проходит со временем. Многие взрослые мужчины с удовольствием смотрят военные передачи, спортивные единоборства и фильмы про войну: инстинкт защитника дает о себе знать. Мне повезло, что я могу заниматься оружием профессионально. Не так уж и часто бывает, что работа и хобби совпадают. Отдельное спасибо родным. Они всегда поддерживали мой интерес к истории. Дед Иван Анюшин был не только высококлассным специалистом на военном предприятии, но и человеком, хорошо знавшим и любящим русскую историю. Думаю, что во многом благодаря ему и моему отцу Александру Боброву меня всерьез увлекла военно-историческая тематика.
– Объясните феномен притягательности оружия...
– В отличие от декоративных украшений у оружия нельзя ничего ни отнять, ни прибавить, потому что от него зависит самое дорогое, что есть у человека, – жизнь. Поэтому самые яркие усовершенствования и сам научный прогресс проявлялся в первую очередь в оружейной сфере. Думаю, сложно найти мужчину, который бы не восхищался красотой хорошего клинка, или, например, хищным изгибом крыла и фюзеляжа Су-27. Но это холодная красота.
В определенном смысле историю человечества можно рассматривать сквозь призму развития военных технологий. От эффективности оружия зависела не только судьба отдельного человека или семьи, но и судьбы целых народов. Если тому или иному этносу удавалось овладеть новыми военными технологиями и видами оружия, он сохранялся как исторический субъект, если нет – терял политическую независимость, а то и вовсе исчезал со страниц истории.
– Что исследуете?
– Круг интересов очень широк. Это вооружение, военная история и военное искусство народов Евразии от Восточной Европы до Кореи, начиная с эпохи поздней древности и до середины XIX века. Но особое место занимает изучение военного искусства народов Сибири. Наши земляки во все времена славились непобедимостью. Знаменитый сибирский характер и образ сибиряка как сурового, несокрушимого воителя появился не на пустом месте. Он уходит корнями в глубокую древность. Великолепными бойцами были светлоглазые и светловолосые динлины, ветвь европеоидной расы, проживавшей на территории Южной Сибири. Видную роль сыграли воины сибирских народов в завоеваниях хуннов, древних тюрков и монголов. Соратник Чингизхана сибиряк Субудай-багатур громил европейских рыцарей под Шайо, а его сын Урянктай и внук Ачжу подчинили для Хубилай-хана Южный Китай. Особая страница истории Сибири – знаменитое движение «Встречь солнцу», русских землепроходцев конца XVI-XVII веков, которое по масштабам и историческим последствиям не имеет равных в мировой истории. Русские воины с одной стороны восприняли многие элементы местной сибирской военной культуры, а с другой – существенно обогатили ее. Так что за спиной героев-сибиряков времен Великой Отечественной, афганской и чеченской войн многовековая традиция великих походов и великих побед.
– Сибирь до прихода Ермака тоже наша история?
– Попробуйте итальянцу сказать, что история Италии – это только Гарибальди, Муссолини и Берлускони! Хорошо, если он не набросится на вас с кулаками! Потому что их история – и этруски, и самниты, Римская империя, история Папства, история Венеции, Генуи, Флоренции. Так же с Грецией или Египтом. Древних египтян давно сменили арабы, но от этого история фараонов не перестала быть историей Египта! В Сибири живут прямые потомки великих воителей прошлого – татары, жители Алтая, хакасы, тувинцы, буряты, якуты. Но что особенно интересно, многие из тех, кто искренне считают себя русскими, украинцами, белорусами, немцами, даже не подозревают, что в реальности в их жилах течет кровь древних насельников, аборигенов сибирского региона. Особенно это касается тех наших земляков, чьи предки переселились в Сибирь в XVIII – начале XX века. Другими словами, отказываться от «до русской» истории Сибири современным сибирякам во всех смыслах непозволительное нравственное расточительство. Историю и традиции нужно беречь не меньше чем золото.
– Вы – автор научно-исторических реконструкций?
– Для любого, кто занимается историей оружия, важно не только подержать в руках меч, найденный, например, в сарматском захоронении, но и составить впечатление о том, как им можно было действовать в условиях скифо-сарматских войн. Провести подобные эксперименты с экспонатами из музейных коллекций невозможно, но без них наше знание об оружии прошлого будет неполным. Поэтому в Европе и США уже много лет разрабатывается концепция предметной научно-исторической научной реконструкции. Суть ее в том, что из аутентичных материалов (железа, стали, бронзы, меди) изготавливаются копии, и с этим оружием проводятся различные эксперименты. В советской исторической школе, к сожалению, это направление долгое время не получало должного развития. Но сейчас на базе НГУ развернута специальная площадка в поселке Березово Маслянинского района, где изготавливаются точные копии вооружения в основном сибирских воинов, от эпохи древности до XIX века. Большую роль в проекте играет мастер-самородок, житель Березово Юрий Филиппович, который руководит технологической частью и лично проводит ключевые эксперименты. И, конечно, проект был бы невозможен без Юлия Сергеевича Худякова, руководителя кафедры археологии и этнографии НГУ.
– Верите в сегодняшнюю молодежь?
– С одной стороны, я себя от молодежи не отделяю, с другой, преподавая в НГУ и наблюдая студентов, скажу: если есть желание чего-то достичь, толк из человека обязательно будет. Сегодняшняя молодежь разная. Существует авангард, который интересуется новым, ищет пути для самосовершенствования. Если ему помогать, то рано или поздно мы вытащим из ямы всю молодежь, потому что хорошего в ней намного больше, чем плохого.
Егор ПЛИТЧЕНКО
Комментарии