Береженого Бог бережет
Береженого Бог бережет
Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости.
Вольтер
Сознание к Петру возвращалось медленно. Оно с трудом продиралось сквозь непроглядную тьму к свету. Но по мере того, как мрак в голове рассеивался, откуда-то из глубины подсознания стала волнами накатывать смутная тревога, постепенно перерастающая в животный страх. Сознание словно не торопилось осмыслить случившееся, оттягивая минуты окончательного пробуждения. Но вот до слуха Петра донеслись какие-то незнакомые звуки, голоса. Кто-то обращался к нему по имени, похлопывал легонько по щекам, приговаривая: «Пора просыпаться. Откройте глаза». Ему не то что бы не хотелось открывать глаза, просто не было сил поднять веки. Голова была словно чугунная, все тело ныло, как будто его прокрутили через мясорубку. Нестерпимая боль в руках и ногах время от времени снова бросала его в забытье. А незнакомый голос почти у самого уха все повторял и повторял монотонно: «Пора просыпаться». Петр хотел отмахнуться от него, как от назойливой мухи, но рука почему-то осталась неподвижной. «Это еще что за новость?!» – мгновенно пронеслось в голове. Он снова повторил попытку поднять руку и пальцами дотронуться до лица, но рука как-то странно болталась в пространстве, а дотянуться до лица не могла. Петр предпринял попытку проделать то же самое другой рукой. И опять ничего не получилось. Страх ознобом прокатился по всему телу, заполнил все его существо. Петр резко открыл глаза.
Белый потолок, белые стены, белая постель и человек в белом, с облегчением вздохнувший: «Вот и проснулся. Не надо делать резких движений – и все будет хорошо». «Где я? Что со мной?» – прохрипел Петр. От сухости во рту язык поворачивался с трудом. Осознание случившегося к нему пришло прежде, чем врач успел ответить. Петр закричал, как раненый зверь, культями рук смахнул одеяло на пол, резким движением перебросил тело через низкий страховочный бортик кровати и рухнул на пол. Стоять ему тоже было не на чем. Обе ноги ампутированы почти до колен. Позднее, когда прошел первый шок, долгими бессонными ночами он минуту за минутой восстанавливал в памяти события того злополучного новогоднего праздника.
Судьба забросила его в Новосибирск по неотложным служебным делам, которые он не успел завершить до Нового года. Как полагается перед праздником, коллеги устроили на работе сначала скромное застолье, которое потом незаметно переросло в «пир горой». Кто и сколько раз бегал в магазин за спиртным – теперь уже и не вспомнить. Не привыкший к большим «нагрузкам» Петр быстро пьянел. В какой-то момент мелькнула мысль: пора остановиться, но мужики все наливали и наливали. Пили за успешное завершение какого-то проекта, «обмывали» чьи-то премии, диссертации, рюмки наполняли за здоровье всех и вся.
Петру стало плохо. Краем сознания он понимал, что надо покинуть застолье, выйти на свежий воздух. И он вышел. Морозный воздух обжигал лицо, было трудно дышать, тошнота подкатывала к горлу. На «ватных» ногах, пытаясь удержать равновесие, он пошел вдоль здания, в котором находился офис, свернул за угол. Голова кружилась так, словно его тренировали на центрифуге перед полетом в космос. И он «полетел»… в сугроб. Помнит только, как тепло и уютно было лежать в рыхлом снегу. А дальше сплошной провал и кошмар пробуждения в больничной палате. Нашел Петра дворник и вызвал «скорую». Никто из сотрапезников не заметил его отсутствия и не спохватился ни в ту злополучную ночь, ни после. И только через несколько дней узнали о случившемся, когда Петр пришел в сознание и смог дать о себе сведения. Трудно сказать, испытали ли коллеги хотя бы сожаление по поводу своей причастности к случившемуся, но каждый, вероятно, нашел для себя оправдание: мол, взрослый человек, сам должен знать меру, и все такое прочее. А то, что потчевали гостя «демьяновой ухой», никому и в голову, видимо, не пришло. Как часто скромный человек, чтобы не обидеть гостеприимных хозяев, вынужден пить рюмку за рюмкой, превышая приемлемую для него дозу спиртного в несколько раз. До сих пор в народе не изжит варварский обычай – влить в гостя еще рюмку «на посошок». Именно этот «посошок» и становится причиной многих трагедий, особенно в зимнее время. Алкоголь резко расширяет кровеносные сосуды тела, и человеку становится жарко. Наверное, многие из вас не раз бывали свидетелями того, как идет такой разудалый и развеселый человек: пальто распахнуто, порой без шапки и с голыми руками. Стоит ему поскользнуться и упасть в сугроб, как через некоторое время приятная истома овладевает им, парализует сознание и волю. Перед глазами появляются сказочные видения, созерцая которые уже не хочется двигаться. А в организме тем временем идет огромная теплоотдача, и человек либо замерзает насмерть, либо становится калекой на всю оставшуюся жизнь, получив тяжелые обморожения, чаще всего конечностей.
Пишу эти строки как напоминание, как предостережение. Остались считанные дни до Нового года, и каждому хочется встретить его «с размахом». Встречайте, но только помните:
1. Не потчуйте своих гостей и не угощайтесь сами сверх меры во избежание многих неприятностей. Как сказал Т. Пэн, «пьяный человек – не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, – разум». А без контроля разума человек и ведет себя по скотски: пьяный дебош, разбитая посуда, испорченное настроение ваше и других гостей и непредсказуемые последствия для него самого.
2. Не навязывайте гостям спиртное. Даже если они отказываются пить за ваше здоровье, не обижайтесь. Может, человеку спиртное противопоказано, а выпив из уважения к вам за ваше здоровье, он может потерять свое.
3. Никогда не предлагайте подвыпившему гостю выпить еще и «на посошок». Помните, что эта рюмка может стать последней в его жизни.
4. Хозяину праздника лучше проследить, кто из гостей и в каком состоянии уходит. Возможно, кого-то нужно проводить или вызвать такси.
5. Попросите гостей сообщить вам о том, что они благополучно добрались до дома, или позвоните сами.
6. Пусть вашим правилом станет заповедь: береженого Бог бережет.
С Новым годом, дорогие читатели! Счастья, здоровья и долгих лет жизни вам!
Нина ЛОГВИНЕНКО, психолог
Комментарии