Знамя над рейхстагом
Знамя над рейхстагом
Знамя над рейхстагом
Это было недавно, это было давно – в минувшем веке.
Шел 1981 год. В ту пору я работал корреспондентом газеты «Красное знамя» Сибирского военного округа Внутренних Войск МВД СССР. По долгу службы бывал в воинских частях, что дислоцировались в Новосибирске. Беседуя с солдатами в одном из подразделений, познакомился с Индико Кантария. В ходе беседы он рассказал, что сам из Грузии, а его дядя – герой штурма рейхстага в Берлине. Это Мелитон Кантария, который проживал в Сухуми.
Через полгода мне довелось побывать в санатории этого города. Тогда-то и решил воспользоваться рассказом племянника героя. Предварительно позвонил по телефону ему на квартиру. Я назвал себя, передал привет от Индико и попросил уделить время для беседы. В ответ услышал: «Приезжайте, жду».
В назначенное время прибыл на квартиру к Герою Советского Союза Мелитону Кантария.
– Родился я в селении Джвари, – начал рассказывать Мелитон. – По окончании школы работал в колхозе. Накануне войны с Германией призвали в армию. Служил на границе в Прибалтике.
Помню раннее утро 22 июня. Услышал грохот взрывов. Дежурный по тревоге поднял роту. Солдаты быстро оделись и бросились разбирать оружие, и я схватил свою винтовку и пулей выскочил на улицу. А там уже рвались снаряды. Мы заняли свои места в окопах и приготовились к отражению врага. Вскоре увидели немецких солдат, которые под прикрытием танков шли в атаку.
Мы приняли бой. Но силы были неравные, пришлось отступать, оставляя врагу наши города и села...
Внимательно слушал я героя. Узнал о том, на каких фронтах он воевал. Но меня, конечно, больше всего интересовали заключительные этапы битвы за Берлин. И о том, как сражались бойцы при штурме фашистского рейхстага. Вспоминая минувшее, Мелитон рассказал, что бои с новой силой разгорелись 30 апреля. И только во второй половине дня наши подразделения прорвались к главному входу в рейхстаг. Именно в этот момент сержантов Михаила Егорова и Мелитона Кантария вызвал к себе командир полка полковник Зинченко:
– Командование поручает вам водрузить знамя над рейхстагом. С вами пойдет со взводом автоматчиков лейтенант Берест.
Полковник вручил бойцам зачехленное боевое знамя. Надо ли говорить, какую гордость они испытывали, уходя от командира.
Через несколько минут один за другим бойцы со знаменем выбежали из-за укрытия, а вслед за ними – автоматчики Береста. Площадь дышала огнем. Рвались снаряды и мины. Вражеские пули поднимали фонтанчики пыли. Егорову и Кантария пришлось залечь в воронку. Немного переждали и снова вперед.
Вот они уже достигли лестницы. Пока наши отбивались от гитлеровцев, Мелитон с Егоровым привязали знамя к колонне. А чуть выше, не умолкая, трещали автоматные очереди, гремели взрывы гранат. Это бойцы вели бой за каждый этаж, за каждую комнату.
После перекура Кантария продолжил рассказ:
– Если наши уже наверху, – говорит мне Егоров, – то и знамя должно быть там же.
Мы взяли знамя и побежали наверх, закрепили его в бойнице второго этажа, затем прорвались на третий. И тут-то увидели проход на чердак. Выбрались на крышу. Огляделись. Черный дым пожарищ затянул Берлин. Мы стояли со знаменем и думали, куда его поставить. Затем возникло решение – взобраться на купол. Но он был разбит. Итак, Михаил Егоров впереди, я – за ним. Поднялись на самый верх. Прикрепили покрепче победное знамя и стали спускаться вниз. Это было в ночь на 1 мая 1945 года.
Мы выполнили приказ командира и спешили доложить ему об этом. Не обращая внимания на обстрел, перебежали площадь. В укрытии оглянулись и только тут впервые увидели, как развевается на ветру водруженное нами знамя Победы.
Полковник Зинченко встретил нас приветливо. А когда Егоров доложил о выполнении приказа, он обнял нас и произнес: «Молодцы, ребята! Вы настоящие герои!»
Сергей ВАХРУШЕВ,
член Союза журналистов России.
Комментарии