Златая цепь
Златая цепь
Думая о Петре Ивановиче АНОФРИКОВЕ, почему-то представил большое раскидистое дерево, на ветвях которого уютно расположились я и мои друзья – Володя Каширин, Максим Воскобойник, Саша Тюстин, Игорь Бахтин, Андрей Крекнин, Дима Мазечкин, Боря Гробов и десятки, если не сотни многих других мальчиков и девочек. Мы росли, согретые теплом этого могучего корня. А повзрослев, разлетелись кто куда, но нет-нет, да и возвращаемся сюда – к истокам. Не все стали режиссерами, сценаристами или актерами, но каждый свое первое в жизни важное дело начал именно здесь – в детской киностудии «Поиск», бессменным (почти сорок лет) директором которой был Пётр Иванович Анофриков.
Откуда что пошло
Мы знаем его как заслуженного деятеля культуры, члена Союза кинематографистов, организатора киностудии «Поиск» и ее филиалов, кинофестивалей «Гаврила», «Жар-птица». Под руководством и методической помощи Петра Ивановича возникли десятки детских киностудий по всей стране. Люди такого масштаба и такого уровня профессионализма зачастую происходят из творческих династий или кругов, так или иначе близких к театральным или кинематографическим. Но подобного «багажа» у юного Пети Анофрикова не было.
Его детство и юность в чем-то типичны для поколения, родившегося и выросшего в годы послевоенного восстановления и подъема экономики страны. Вот что он рассказывает о себе:
– Кино меня интересовало всю жизнь. Первые годы, когда еще жил в деревне, в начальных классах устраивал в школе «кинопоказы» диафильмов через фильмоскоп. Мама у меня из Запорожья, во время войны их семью эвакуировали. Родители отца, спасаясь от голода, переехали в Кузбасс в 1924 году из Саратовской области. Отец прошел всю войну, вернувшись, познакомился с мамой. В 1954-м, когда наша семья жила в Киселевске, отца пригласили в горком партии и предложили отправиться «поднимать целину», а попросту – переехать в деревню и работать в МТС механиком. Поначалу жили в бане, поскольку другого жилья не было. Через год купили дом. В конце 50-х семья вернулась в Киселевск, а в 1963-м к нам в гости из Воркуты приехал мой дядя и привез любительскую кинокамеру и проектор. Тогда я вдруг узнал, что снимать кино можно и самому. Долго копил деньги и через два года купил свою первую кинокамеру «Кама». С тех пор и снимаю.
После окончания школы юноша поступил в НЭТИ, но через год понял, что высшая математика – не для него. Свой первый кинопроектор купил, уже работая электриком на заводе. В 1969-1971 годах трудился в ЦАРМе Сибакадемстроя, был секретарем комсомольской организации. И в это время Юрий Мигулев (первый секретарь комитета комсомола САС) пригласил его работать в комитет ВЛКСМ. Здесь он организовал пресс-центр, где вместе с ним ребята не только писали и фотографировали, но и снимали кино. А в 1973 году Пётр организовал киноклуб «Поиск» в структуре ДК «Юность», куда его приняли на свободную ставку баяниста. Именно 1973-й и считается годом основания современной детской киностудии «Поиск».
«Президент самопровозглашенной республики»
В восьмидесятые годы киностудия «Поиск» была неким оплотом самосовершенствования для любого молодого человека, попавшего в дружный и деятельный коллектив.
В 1982-м на регулярной основе в микрорайоне «Щ» начал действовать летний детский кинотеатр «Старый троллейбус». Примечательно, что ребята, которым работа в нем помогла определиться с профессией, после окончания школы, получив соответствующее образование, пришли в «Поиск», организовав студию детской мультипликации.
Пётр Иванович Анофриков не только направлял, консультировал, контролировал работу каждого, но и сам активно участвовал во всех делах. Мне тогда деятельность киностудии «Поиск» чем-то напоминала коммуну Антона Макаренко. И про себя я называл Петра Ивановича «президентом республики «Поиск».
День сегодняшний
Развал СССР и экономическая деградация девяностых для детской киностудии обернулась потерей «Старого троллейбуса» и связанных с ним проектов и дел. У Петра Анофрикова от забот, хлопот и волнений о своем беспокойном хозяйстве заметно прибавилось седых волос. Но даже в те тяжелые годы клубная работа в «Поиске» не прекратилась. В коллектив пришли новые преподаватели, им удалось сохранить и наладить учебный процесс в тогдашних экономических условиях. Подросли и прежние «поисковцы», и сейчас среди них есть те, кто приводят сюда второе и третье поколение ребятишек.
– Особенность детской киностудии «Поиск» в том, что с ребенком здесь начинают работать чуть ли не с рождения, – говорит Анофриков. – В студию раннего развития мамы приносят 6-8-месячных младенцев, и те погружаются в доброжелательную атмосферу музыки, пения, движения, ритмов, красок и любви. В течение двух-трех лет дети учатся воспринимать мир. В трехлетнем возрасте они уже способны делать мультики.
Отдел культуры мэрии и областное министерство культуры находят средства на поддержку, и сейчас детская киностудия вышла в режим устойчивого развития. Сегодня «Поиск» – это 1000 квадратных метров площадей, 45 штатных сотрудников, 360 детей и их родителей. Юные авторы снимают до 40 мультфильмов в год.
Золотая птица мультипликации
Фестиваль для мультипликатора, как и для любого деятеля кино, – что праздник урожая для хлебороба. Это подведение итогов длительного процесса создания мультипликационного кино, возможность встретиться с коллегами «по цеху» (они стали друзьями за годы совместной работы). И Новосибирску в этом плане повезло больше других, потому что именно здесь в июле проходит традиционный открытый всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица». Стартовав первый раз в 2004 году, он продолжает свою ежегодную работу и по сей день. А предтечей фестиваля стал Всесоюзный конкурс любительских кинокомедий «Гаврила», на который съезжались авторы со всего Советского Союза.
Деятельность киностудии получила признание на многочисленных международных фестивалях детской мультипликации: Всемирный фестиваль «UNICA», Московский международный фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка», «Петербургский экран», «Аниматор», «Мир глазами детей». Сейчас студия участвует в 22-х подобных форумах, на которых получила более 400 ведущих наград.
Цепь забот
В ежедневной суете работа директора киностудии мало романтична. К нему сходятся все нити управления «Поиском». И если процессы мультипликации, образовательные и педагогические задачи за долгие годы уже сбалансировались, то обычные бытовые неурядицы вносят в отлаженный механизм студии проблемы на уровне стихийного бедствия.
В нынешнюю зиму второе здание студии с учебными классами входило без отопления. Администрации киностудии приходилось обзванивать, ходить по инстанциям, вплоть до областной администрации, доказывая и убеждая чиновников, что у «Поиска» долгов за тепло нет, что детей нельзя учить в холоде. И когда в результате длительных переговоров вопрос решился, но не подачей тепла, а переездом части студии в другое здание, стало понятно – цепь-то действительно оказалась «золотой».
Вот так – в заботах о студии, воспитанниках, преподавателях и встречает свой юбилей Пётр Иванович Анофриков – в прошлом основатель и директор, а сейчас – художественный руководитель детской киностудии «Поиск».
Евгений МАРКОВ
Комментарии