Этажи Михаила Галдина
Этажи Михаила Галдина
Заслуженный строитель России, кавалер ордена Ленина Михаил Михайлович ГАЛДИН с коллегами построил в Академгородке и областном центре десятки объектов: гостиницу «Золотая долина», здание облсовета, школы, детсады, пионерлагеря. Руководство доверяло его бригаде самые ответственные заказы: галдинцы славились качеством работ.
Парень с деревенской закалкой
Родился и вырос он в деревне Ясиновка Тульской области. Мальчишкой о профессии строителя и не помышлял – в колхозе работал на лошадях, прицепщиком на тракторе, мечтал стать механизатором. В армии, на третьем году службы, его направили инструктором строительных работ на космодром Ленинск (позже – Байконур).
– Руководил я работами как мастер, в подчинении было 130 солдат, – вспоминает Михаил Михайлович. – Построил армейский плац, где происходят разводы, здание ракетного управления и телескопную. Перед увольнением в запас получил знак «Отличник военного строительства». Командир батальона предложил остаться на гражданской должности, но я не согласился: очень тяжелые условия в голой степи.
После демобилизации Михаил поступил в Колыванское сельхозучилище, все же приобрел профессию тракториста-машиниста. Там же, в Колывани, женился на девушке из своего техникума. С Лидией Андреевной вместе они уже 52 года.
Стройка стала судьбой
В Академгородок он попал случайно: дядя жены, прораб Сибакадемстроя, сосватал: можно и на жизнь заработать, и квартиру получить. Так в конце 1961 года, еще не зная, что выбрал себе судьбу, Галдин пришел разнорабочим на детский сад в микрорайоне «Д». Вскоре он влился в опытную бригаду Филиппа Сергеевича Муханова, которая специализировалась на монтаже крупнопанельных домов, получил профессию плотника-бетонщика.
– Мухановцы в то время возводили улицу Золотодолинскую. Первый дом, который я строил уже в качестве монтажника, находился на пересечении с Морским проспектом, – рассказывает Михаил Михайлович. – Потом перешли на Жемчужную. В начале 1962-го бригаду усилили каменщиками и перевели на гостиницу «Золотая долина».
На этом объекте Михаил и стал настоящим каменщиком. Гостиница облицовывалась по так называемой пистолетной технологии: кирпичи (25х12) резались под «пистолет» и вставлялись друг в друга.
– Кельмой стукнешь – одна заготовка отбивается хорошо, а другая рассыпается, – вспоминает Галдин. – В конце концов на два верхних этажа нам не хватило «родной» облицовки. Пришлось ехать на базу УПТК выбирать близкий по цвету кирпич, а потом пилить его на станке. Помню, Сергей Хорошавин пилил, а я подкрашивал шов более темной краской.
Раствор привозили в самосвалах, при транспортировке он «садился»: три банки набиралось нормальной консистенции, а три – кузовные «поскребыши». Разбавляли сгустки водой и мешали вручную: механические установки появилась гораздо позже. Но Михаилу всё было под силу, всё в охотку.
– Параллельно с гостиницей мы возводили Дом связи и даже делали «набеги» на Торговый центр, – продолжает рассказ ветеран. – Прихватили и Дом ученых: работали на блоке, где сейчас проходят выставки. Потом бригаду Муханова перевели на строительство 61-й школы и передали в СМУ-2. Но я остался в СМУ-1 и перешел к Иосифу Гаагу: строили коттеджи, детские сады.
На жизнь не жаловались
– Из СМУ-1 люди не уходили: от добра добра не ищут, – вспоминает ветеран. – У нас был заботливый по отношению к кадрам начальник – Иосиф Петрович Зеленский. Человек слова, всех на стройплощадке знал поименно. Под стать ему были прорабы Василий Чульжанов и Виктор Яровицын, начальник участка Илья Рахман и другие. На жизнь не жаловались: получали мы почти все одинаково, больше 10 рублей в смену на человека наряды не закрывали. Но всё тогда было дешево: булка хлеба стоила 16 копеек, за квартиру платили 10 рублей.
Обычно строители встают рано. В последние годы объекты находились в городе, так что в 4.30 Михаил Михайлович был уже на ногах. Сибакадемстроевцев часто анкетировали, и среди прочих был такой вопрос: что привлекает в профессии? Михаил как-то написал: чистый воздух. В 8 часов приходишь на объект и давай хлебать озон: вира, майна! Крановщицы на него порой обижались: дай хоть дух перевести!
Бригадирская жилка
На строительстве пионерского лагеря «Тимуровец» (бывшая «Березка») Галдин стал бригадиром. Комплекс за поселком Новый строили 5 лет. Получился настоящий городок.
Михаил Михайлович считал, что бригадир на стройке – это прежде всего диспетчер. Он должен знать все нюансы материального обеспечения: какие материалы придут, сколько и куда. Сам кельмой работал редко – только когда 3-4 человека не выйдут на работу. На нем обычно был монтаж: стену закончили, каменщики дальше идут, а Галдин монтирует блоки перекрытия. Одна минута появилась у крана свободная – плиту давай! Мастера как такового в бригаде не держали – он был попросту не нужен. За дисциплину тоже отвечал бригадир, но рабочие без уважительных причин прогулов обычно не допускали. С похмелья или выпивший пришел – домой! Ну а уж когда человек не понимал замечаний, Галдин принимал строгие меры.
Высшую награду страны, орден Ленина, Михаил Михайлович в числе лучших бригадиров Сибакадемстроя получил, когда достраивался «Тимуровец». Это заслуга не моя, заявил орденоносец на вручении, это заслужила вся бригада.
– Возводили объекты мы по всему городу и даже за его пределами, так что почти всю трудовую жизнь я провел на колесах, – рассказывает ветеран. – И лишь несколько лет довелось ходить на работу пешком: когда строили общежитие военного училища, правое крыло НИИ патологии и кровообращения, виварий и хозблок. В тот период построили и небольшой микрорайон четырехэтажек на Иванова и Арбузова. В одном из этих домов и сам живу.
О друзьях-товарищах, семье и даче
– Мои товарищи-первостроители сейчас все по своим квартирам и дачам: прежние связи прерваны, каждый сам по себе, – говорит Михаил Михайлович. – Пока вместе работаешь – друзья, ушел – растворился. А если ты на пенсии – вообще отрезанный ломоть. На улице увидишься с кем-нибудь – только поздороваешься, и всё. А раньше, помню, дружно всей бригадой отмечали праздники, под Новый год столы накрывали в бытовках. Про День строителя не говорю – пир горой на берегу Обского залива!
Он часто вспоминает соратников, особенно тех, с которыми строил первую очередь Городка. Как хотелось бы увидеть друзей-мухановцев Васю Грамкова, Гришу Скуратова, Юру Соболева – где вы, ребята? Нет уже Виктора Тебякина, Ивана Петлевского, Николая Лоханцева, Виктора Белика... Редеет старая гвардия...
Бригадир-орденоносец отдал Сибакадемстрою 42 года. После распада организации на «коммерческих хлебах» продержался до 70 лет. И хотя мог бы еще передавать молодым бесценный опыт, сам себе сказал: хватит. Теперь у него на первом месте дача. Радует дружная семья: два сына, три внука и внучка. Пенсия – как у всех: 10 тысяч рублей. В общем, живет заслуженный строитель, как все.
Петр ИВАНОВ
Фото из архива М. Галдина
Комментарии
Получается автор не скатился, а вы скатились в нытье...
В любом случае дача-то осталась...