Жизнь, полная энергии
Жизнь, полная энергии
Вряд ли можно сегодня представить жизнь новосибирцев без ГЭС или Обского водохранилища. Но есть люди, которые помнят, что было до начала их строительства. Среди них Антонина Федотовна АРТЁМОВА.
– Это неправда, что наш храм стоит на прежнем месте. Церковь села Нижние Чёмы вместе с другими жилыми и культурными зданиями стояла намного ниже – там, где теперь раскинулось Обское море, – рассказывает моя собеседница.
В 1950 году их большая многодетная семья переехала сюда из глухой тайги в Кемеровской области, где их отец, вернувшийся с войны, работал лесничим. Ехали, не боясь ни тяжелой работы, ни неустроенного быта на новом месте.
– Жизнь в лесу закаляет. На большой стройке пригодились сильные рабочие руки моего отца, прекрасного столяра и плотника. Проучившись несколько лет в местной школе №11, пошла работать и я. Мне не было тогда и шестнадцати, но в 1956 году взяли помощником геодезиста. Получала смешную зарплату – всего 30 рублей в месяц. Но для семьи, где росло семеро детей, это была неплохая поддержка. Потом строили больницу на улице Мухачева, после чего меня перевели работать с водолазами. Мы, шустрые молодые девчонки, помогали им надевать тяжелые гидрокостюмы, обеспечивали бесперебойной связью с надводным миром,– вспоминает пенсионерка. – Жили все как-то дружно, мирно. На строительстве станции работало немало осужденных, но мы не боялись их, видя, что именно им достается самая тяжелая и опасная работа, отказаться от которой они не могли: сверху пристально смотрели охранники. Работали мы и в холода, и в сильные снегопады. Лишь в пятидесятиградусный мороз была передышка.
На огромной стройке из обычных ребят и девчонок быстро вырастали опытные мастера и специалисты, востребованные в других уголках страны. Поэтому уже в 1959 году Антонину Федотовну в составе большой бригады послали на строительство Братской ГЭС. Ангару перекрывали в две очереди. Сразу стало заметно, что ошибки строительства нашей станции учли. Использовалась самая мощная и современная техника. Работа шла неплохо, а вот с общением было хуже.
– Едва приехав, мы обратили внимание, что женщин очень мало, только повара и медики. Львиную долю составляли мужчины, делившиеся на две категории: осужденные, отбывавшие срок в ближайших приангарских лагерях, и охранявшие их военные. Можно сказать, что Братскую ГЭС построили зэки. Между ними нередки были конфликты, приводившие к несчастным случаям. По понятным причинам мы старались держаться от них подальше, – продолжает рассказ Антонина Федотовна.
Домой она вернулась в 1968 году, после развода с мужем. Большинство бывших гэсстроевцев разъехались по другим стройкам, оставшиеся перешли на работу в Сибакадемстрой. Определив дочь в школу, женщина устроилась в один из цехов НЗК. Затем перешла на склад, далее – в отдел снабжения. Позже успела поработать завхозом в двух ведомственных детских садах.
Через некоторое время случилось несчастье: тяжело заболела и умерла сестра, оставив полуторагодовалого сынишку. Антонина Федотовна вырастила племянника и воспитала, сегодня он зовет ее мамой.
Сложилось и женское счастье: со вторым мужем вместе уже около 40 лет. Роднит их и привычка к труду, и энергичность, позволяющая, невзирая на возраст, вести активный образ жизни. Частный дом на Планах, 8 соток огорода, стайка курочек-несушек – все это требует постоянного ухода, душевных и физических сил. Антонина Федотовна находит и время для рукоделия: любит вязать, шьет замечательные комнатные тапочки.
Единственное, что печалит сегодня мать двоих детей, бабушку троих внуков и пятерых правнуков, – состояние НЗК и детсада на ул. Энгельса, где ей довелось трудиться.
– Разруха! – печально говорит она. – В заводских цехах какая-то торговля, в садике – сауна. Не о том мы мечтали...
Как хочется, чтобы наши ветераны дожили до того времени, когда восстановится производство, а детские сады будут использоваться лишь по прямому назначению. Они многое пережили и много сделали для того, чтобы нам жилось легче, поэтому вправе рассчитывать на заслуженное признание и понимание.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии