Все игрушки по местам...
Все игрушки по местам...
У меня замечательный трёхлетний карапуз, озорной и весёлый, но когда приходит время собирать раскиданное, начинается караул. Всех уже тошнит от занудства и скандалов, связанных с уборкой игрушек. Собирать сам не хочет, мы ему иногда помогаем, но не делать же это всегда за него?
Возможно, именно нудность процесса уборки для вас самих, взрослых, и есть ключевой момент проблемы. Ребёнку вы помогаете иногда, а преимущественно требуете от него самостоятельных действий, а ему неохота. Он видит, что и вам не хочется: собирать игрушки неинтересно и неприятно никому. Более того, когда маме или папе приходится это делать, они раздражаются. Следовательно, малышу для того, чтобы собрать игрушки, нужно не только совершить большое волевое усилие, приостановить интересную игру, организовать себя на нудную последовательность действий (что для трёхлетки довольно проблематично), но и преодолеть эмоциональный негативизм, сложившийся в семье по отношению к этому процессу. Ожидать от ребёнка бодрого преодоления такой семейной инерции – всё равно, что считать его взрослее собственных родителей.
Отдельно надо остановиться на слове «иногда». Взрослым надо чётко определить, в каких случаях вы будете помогать малышу, при каких обстоятельствах включитесь в уборку, а когда станете настаивать на самостоятельности. Если ребёнку это понятно, то и ситуация для него становится предсказуемой, а значит, вероятность конфликта, связанного с уборкой, снижается. Не отменяется вовсе, как бы нам этого ни хотелось, но значительно снижается.
Поэтому вернусь к совместной уборке игрушек, во время которой вы можете научить ребёнка соблюдать определённую последовательность действий, которая сделает его работу легче и проще. Попробуйте отнестись к этому процессу как к развивающему и обучающему общему делу, вроде собирания пазлов или раскрашивания картинок. А если при этом удастся придумать какую-то увлекательную игру, будет совсем замечательно – занудные уговоры отменяются. Изменится ваше настроение и отношение к уборке, будет оно другим и у ребёнка.
Малыш смотрит «Лунтика»? В этом мультфильме есть прекрасная серия «Непослушные плавунцы». Посмотрите её вместе, обсудите и при собирании игрушек поиграйте в озорных жучков – по крайней мере, это не будет нудно.
В Монтессори-центрах при работе с детьми действует железобетонное требование: закончил работу – поставь всё на место, только потом можешь брать следующие материалы. Ребята так хорошо усваивают это правило, что потом ещё некоторое время и в детсадах ведут себя таким «странным» образом. Правда, эта привычка, не поддержанная в группе, быстро исчезает: дети убирают за собой по команде воспитателя перед принятием пищи, прогулкой, в конце дня.
Попробуйте ввести правило «поиграл – убери» дома. Если маме и папе свойственны такие же привычки, привить их детям гораздо проще. Срабатывает воспитание личным примером: ребёнок видит модель родительского поведения, воспринимает её как само собой разумеющуюся и воспроизводит, даже не задумываясь. И проблема уборки снимается практически полностью.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии