Вокруг «Старого троллейбуса»
Вокруг «Старого троллейбуса»
К началу 80-х в Городке сложились свои традиции и своя академовская культурная среда. Но Академгородок всегда был открыт для нового и прогрессивного. Один из примеров, иллюстрирующих уровень общественной активности тех лет, – история создания кинотеатра «Старый троллейбус». Организованный за один сезон, он до начала 90-х служил не только по своему прямому назначению, но и был средоточием многих инициатив тех времен. Об истории создания кинотеатра, жизни его большого коллектива рассказал художественный руководитель детской киностудии «Поиск», кинорежиссер Петр Иванович АНОФРИКОВ.
И возникла идея
Наша киностудия называлась тогда «Киноклуб «Поиск» и работала в структуре ДК «Юность». Каждое лето всем его коллективам (по-моему, их насчитывалось 54) нужно было выезжать на агитплощадки. Ближайшая располагалась в большом закрытом дворе на улице имени Иванова (раньше она называлась Солнечногорской). Киноклубу «Поиск» полагалось показывать свои фильмы. Нам давали грузовик, куда мы загружали множество сундуков, в которых хранилась киноустановка, большой экран, фильмы, и везли всё это на агитплощадку. Там мы расставляли свое оборудование, вешали экран и… ждали. Долго и терпеливо. Уже все танцоры станцевали, все певцы спели, все стихи прочитаны, все фокусы показаны, а мы ждали темноты, когда можно показывать кино. Мы ждем, и дети ждут. Часов в десять начинает темнеть, включаем проектор, ребята смотрят наш фильм и счастливыми уходят восвояси. А мы думаем: «Зачем такие муки? Хоть бы сарай какой тут был, что ли». И тогда приходит в голову мысль: «А не сделать ли кинотеатр в троллейбусе?» Так или примерно так возникла мысль о создании детского кинотеатра.
Почему именно троллейбус? Трамвай отпал сразу, потому что его можно транспортировать только по рельсам. В автобусе, нам казалось, очень долго сохраняется въедливый запах бензина. А вот в троллейбусе этих недостатков нет, да еще у него (если марка ЗИУ-9) три двери, что позволит сделать два выхода из зала. Было решено, что он должен работать с 1 июня по 31 августа с 9 утра до 9 вечера каждый день. И обслуживать зрителей в нем будут школьники – поблизости три общеобразовательные школы, по месяцу работы в кинотеатре на каждую.
На самоуправлении школьников
Если они возьмутся за это сложное дело, то и управлять им должны сами. Перво-наперво должен быть директор. Он руководит работой кинотеатра, решает все оргвопросы. Школьникам можно работать только четыре часа, значит должно быть три смены. Необходимы и выходные дни. Получается, что нам нужны четыре бригады обслуживания. В каждой из них – киномеханик, его помощник, два контролера, кассир, художник. Киномеханик – он же бригадир, как правило, уже перешел в десятый класс. Он получал фильмокопию, проверял ее, перематывал, демонстрировал и сдавал в кинопрокат.
Вначале мы готовили наших киномехаников, организовав при клубе кружок. Но в районе для ребят работа в троллейбусе засчитывалась как производственная практика, а девятиклассники в течение года в межшкольном УПК осваивали теорию специальности, к примеру, токаря, а производственную практику проходили в «Старом троллейбусе» в качестве киномехаников. Так не полагалось. И нам пришлось организовать от УПК на базе клуба обучение по профессии «киномеханик». Ребята два года занимались здесь, проходили практику в детском кинотеатре, а по окончании школы получали права киномехаников третьей категории.
Бригадир также следил за дисциплиной; за чистотой в кинотеатре и на окружающей его территории; за порядком в зале; за тем, чтобы кассир вовремя получал билеты и сдавал деньги; чтобы художник правильно рисовал афиши и развешивал их; чтобы вся бригада приходила на планерки и субботники. Людей в свою команду он подбирал сам. Если кто-то плохо работал и не поддавался перевоспитанию, имел право его заменить.
Помощник киномеханика – правая рука бригадира. По возрасту он должен перейти в восьмой или девятый класс. Все, что связано с демонстрацией фильма, делает не хуже киномеханика, и когда тому необходимо отлучиться по своим бригадирским делам, в киноаппаратной есть замена.
Контролеры (их два) следят за порядком, пропускают зрителей в зал, а после сеанса собирают билеты (чтобы они не разбрасывались по всей территории), рассаживают юных зрителей по росту: тех, кто поменьше,– поближе к экрану.
Кассирами у нас были те, кто перешел в шестой, седьмой, восьмой класс, ребята постарше. Лишь бы работник был ответственным и аккуратным. Его задача – получить билеты, продать их и сдать деньги.
Главное требование к художнику – должен уметь рисовать. Требовалось сделать несколько одинаковых афиш и развесить их в наших микрорайонах.
У директора был заместитель (администратор). Он занимался организацией зрителей. Самые стабильные – воспитанники детсадов и школьных площадок. Рано утром администратор резервировал несколько сеансов, брал билеты и шел приглашать детей в кино. Он же следил и за рекламой. Под его руководством работали художники.
Итак, в детском кинотеатре «Старый троллейбус» в течение месяца трудились тридцать школьников (4 бригады по 7 человек, директор и администратор). За три летних месяца – девяносто ребят.
Чтобы все это стало возможным, добились согласия нашего районо на то, что работа в «Старом троллейбусе» будет засчитана школьникам как производственная практика. Кроме этого, районный отдел образования давал нам на лето три ставки для содержания дежурных. В кинотеатре обязательно дежурил взрослый. Его задача – не мешать школьникам заниматься серьезным делом, но в критических ситуациях помогать им. Ночью в троллейбусе был сторож. Три ставки для ночного дежурства нам выделяло на лето ЖКУ.
Вот так, по словам Петра Ивановича, все вроде просто – раз, и организовали кинотеатр. А сложностей здесь было столько же, сколько и в любом солидном деле: приобрести троллейбус, переоборудовать его в кинозал, организовать территорию вокруг, чтобы зрители, не попавшие на сеанс, могли комфортно отдохнуть, дожидаясь своей очереди. Но обо всем по порядку…
Евгений МАРКОВ
На снимке: команда «Старого троллейбуса»
Комментарии