Войной израненная юность
Войной израненная юность
Воспоминания очевидцев о Великой Отечественной войне... Они лучше любого учебника истории отражают жизнь советских людей в те суровые годы. Нелегко приходилось и тем, кто сражался на фронте, и тем, кто работал в тылу. Отдельный разговор – судьба людей, оказавшихся на оккупированной территории. Галина Ивановна АВХАЧ – одна из них.
Немецкая каторга
Родилась Галя в Ленинградской области. Вскоре большая семья переехала на Украину, в Винницкую область, где, по рассказам, было сытнее и проще жить. Девочке исполнилось тринадцать, когда началась война. Гале, ее сестре и трем братьям с детством, с планами на будущее пришлось проститься.
– Дети и подростки, жившие на оккупированной территории, рано узнали тяжелый труд. Я работала в каменном карьере. Мы нагружали вагонетки огромными камнями, которые немцы увозили из страны, – рассказывает Галина Ивановна.
По воспоминаниям женщины, с занятых земель оккупанты вывозили не только полезные ископаемые, но даже плодородную почву, а главное – молодых и трудоспособных людей. Немцы обещали им хорошую работу и достойную жизнь, но в это редко кто верил. Фашисты собирали невольников на вокзале, грузили в товарные вагоны, пломбировали двери, закручивали проволокой люки и отправляли в Германию. В паспорт записывали «добровольно» и вкладывали листок с правилами поведения. Люди не имели права поддерживать между собой связь. Даже мужа и жену разлучали, запрещали им разговаривать. Нарушение правил каралось расстрелом. На вокзалах плакали ребятишки и матери, которых с ними разлучали, а немецкий духовой оркестр играл, заглушая этот плач.
Сначала на немецкую каторгу отправляли только взрослых, потом подростков от 14 лет, а позже и десятилетних ребятишек. Угнать на запад хотели и старшую сестру, но она убежала к родным и спаслась. Тогда вместо нее забрали Галю.
Сложно даже представить, какой ужас испытывали эти рано повзрослевшие дети. И больше всего их пугали не ужасные условия вынужденного переезда, а неизвестность.
– Увезли нас далеко – в город Нюрнберг. Там определили на работу на какую-то фабрику. Сейчас даже не скажу, что она выпускала. Помню только конвейер с какими-то мелкими деталями, которые вставлялись в другие, более крупные, – говорит Галина Ивановна. – Прямо на фабрике было оборудовано место для приема пищи, ее откуда-то привозили. Спали мы тоже на фабрике на огромных стеллажах. Рабочий день начинался на рассвете и заканчивался поздно вечером. От тяжелого непосильного труда люди теряли сознание, становились инвалидами. Молодежи было много. Кроме русских, на фабрике работали поляки, чехи, болгары. Но общаться было некогда. Только чуть остановишься – сразу окрик: «Аrbeiten! Аrbeiten!»
Путь домой
Навсегда остался в памяти Галины Ивановны день освобождения. Утром, после продолжительной бомбежки, в город вошли десятки танков, на которых ехали военные в темной форме.
– Тогда мы, конечно, не знали, что это американские солдаты. Было очень страшно. Страх прошел, только когда мы увидели красноармейцев и услышали родную речь, – вспоминает ветеран. – Освобожденных жителей СССР начали отправлять на родину. Вместе с новой подругой я добралась до ее родной Львовской области, где некоторое время проработала в санатории, восстановилась, а потом поехала домой.
Так случилось, что вернулась Галя к родным не одна, а с женихом. С ним девушка познакомилась в Бердичеве. Там, на Лысой горе, стояла танковая часть, в которой служил ее будущий муж.
Сначала молодые жили на Украине, потом решили переехать в Омск, к родне мужа. Город показался Галине неуютным, а климат слишком суровым. Со временем семья перебралась в Киргизскую ССР, где прожила до 1994 года. Галина Ивановна работала мастером швейного производства, а муж был юристом на заводе.
– Мне очень нравилось в Киргизии, там ценили хороших специалистов и уважали людей пожилого возраста. Но мы уехали в Новосибирск, чтобы быть ближе к дочери и внукам. А теперь у меня уже пятеро правнуков, – улыбается прабабушка.
Общение с внуками и правнуками для Галины Ивановны большая радость и поддержка. В прошлом году ушел из жизни любимый муж, с которым они прожили вместе более 60 лет. Тяжело было пережить такое горе, но Галина Ивановна не замкнулась в себе. Она общается с соседями, которые ее любят и уважают, с интересом следит за событиями в стране и в мире, остро переживает то, что сейчас происходит на Украине, где прошло ее детство.
Скоро мы отметим 70-летие Великой Победы. Галина Ивановна мечтает вместе со всей страной встретить этот праздник.
Светлана КНИЖНИК, фото автора
Комментарии