Войны женское лицо
Войны женское лицо
Войны женское лицо
Мы продолжаем знакомить читателя сматериалами выставки «Сибиряки настраже Отечества», которая вскоре будет открыта в одной из школ Советскогорайона. Экспозиция рассказывает о ветеранах Великой Отечественной, которыеотстояли независимость нашей Родины в битве с фашизмом.
Телогрейка на вате на изящной фигурке,
Не по-детски задумчивый взгляд.
Ей играть бы в горелки да в прятки,
А она уж ефрейтор-солдат.
Это отрывок из поэмы, которую Раисе Владимировне ЛИТВИНЕНКОпосвятил начальник штаба полка. В те далекие годы она была совсем еще юнойдевушкой. Ей было всего 15 лет, когда объявили о начале войны.
Вспоминая сейчас события военных лет, РаисаВладимировна признается, что сначала и не поняла толком, что произошло. А черездва дня на фронт забрали двух братьев… Семья была большая: родители и шестеродетей – три брата и три сестры. Отцу повестка не пришла, он не подходил повозрасту, зато скоро ушел на войну и третий брат. Содержать семью было тяжело,и Раисе Владимировне, тогда еще просто Раечке, пришлось после девятого классаидти работать курьером.
В июне 1943 года пришла повестка, Раечке неисполнилось и 18 лет… В течение трех месяцев – курсы шоферов по вечерам,плюс тяжелая работа. Через три месяца всех девушек отправили в Ульяновскую область,там находился специальный автомобильный военный пункт. Здесь получили права и… нафронт! В теплушках будущих шоферов сначала повезли в Москву, а затем в ВеликиеЛуки. Раисе несколько раз предлагали остаться при штабе, это была бы достаточноспокойная работа, причем практически в тылу. Она отказалась: «Куда все, туда ия!»
Город Великие Луки был полностью разрушен, не былодаже здания вокзала. Девушек высадили в чистом поле. И вдруг бомбежка. Это былоих боевым крещением. Вокруг ни одного целого здания. Несмотря на жуткий мороз,девушки падали в снег, пытаясь зарыться, спрятаться… Потом подоспевшиепарни-солдаты подняли их и объяснили, что угрозы больше нет.
Так началась жизнь на колесах, служба в полевойармейской автомобильной части 10-й гвардейской армии 2-го Прибалтийскогофронта. Приходилось спать в окопах, в землянках, оставленных нашими, первымэшелоном. Длинные волосы девушкам остригли еще до фронта. Обмундирование –огромные, не по размеру ботинки, обмотки, мужские брюки. Мыться – когда и какпридется. Было очень трудно. Раиса не могла даже завести машину, ручку какследует крутануть – просто не хватало сил. А откуда они возьмутся, эти силы, уминиатюрной девчушки весом в 46 кг? Сейчас она со смехом вспоминает, как ее хотелиотправить в школу офицеров: «Выстроили взвод солдат и говорят: скомандуй «смирно!».А у меня голос, как у птички, какой же я командир?»
Однажды потребовалось восемьдесят человек в качествепополнения в какую-то часть, их привели в село и распределили по квартирам. Изэтого села всего четыре дня назад ушли немцы, поэтому у людей не было ни хлеба,ни скота. Солдатам некий полковник пообещал на следующий день доставить еду изимнее обмундирование – стояли декабрьские морозы. Раиса Владимировна точнозапомнила дату – было 26 декабря. Но ни на следующий день, ни через деньникто не пришел. Женщина, у которой стояли Литвиненко и еще восемь еетоварищей, первые два дня пекла хлеб из картофельной шелухи, а потом и этого нестало. У нее самой было четверо маленьких детей, муж на фронте. И сама бы радачем-нибудь накормить солдат, да нечем. До 2 января не было никакой еды,лишь вода. Когда в части, которой необходимо было пополнение, спохватились,выяснили местоположение людей, подвезли провизию, люди были абсолютнообессилены. Даже чувство голода атрофировалось… «В бою либо забрала тебя пуля,либо нет, а тут просто лежишь и умираешь с голоду», – говорит РаисаВладимировна.
Душевная боль всегда тяжелее боли физической. РаисеВладимировне война подарила первую любовь. Война же ее и отняла. Он быллетчиком, его звали Сергей. Они виделись всего несколько раз, но он непременнокаждый день писал ей письма. Почтальон шутил: «Только на тебя, Раечка,работаю». В части все знали об этом романе, никто не приставал к девушке сухаживаниями. Но однажды Раиса получила письмо, написанное не его рукой. Письмонаписали друзья, чтобы сообщить о его гибели. Его самолет загорелся и упал уних на глазах, они ничего не смогли сделать, так как катастрофа произошла наднемецкой территорией…
Сколько же сил было в душе хрупкой девушки, что онасмогла пережить и гибель всех трех братьев, и потерю любимого?.. Потом в жизниРаисы Владимировны был любимый супруг, с которым они прожили 46 лет душа вдушу, семья, дети… но ведь первую любовь невозможно забыть, правда? И вотсейчас я чувствую, как тяжело ей вспоминать былое…
Победу Раиса Владимировна встретила в Таллине, летомбыла демобилизована и приехала домой. Многие мужчины еще оставались при военныхчастях, и она вела переписку со многими своими товарищами, в том числе и сДмитрием Федоровичем, начальником отдела. После года переписки он прислалписьмо ее родителям, в котором попросил ее руки. Раиса Владимировна поехала кнему в Таллин. В 1948 году семья переехала жить в Бердск, а позже – вНовосибирск.
В семье было трое детей, две дочери и сын. Но и тут надолю Раисы Владимировны выпали тяжкие испытания. Сыну Федору исполнилось 19лет, он уже окончил школу, встречался с девушкой. На 7 Ноября решил пойтив свою бывшую школу на вечер. Старшеклассникам, очевидно, не понравилось, что ких девушкам пришли «чужие» кавалеры, завязалась драка. Сын Раисы Владимировныполучил тяжелую травму и скончался в больнице... В войну девятнадцатилетние парнигибли на полях сражений, и это было настоящее горе для матерей. Каково жепотерять сына в мирное время, когда, кажется, неоткуда ждать беды?!
Внуку Раисы Владимировны по страшному совпадению тожебыло 19 лет, когда он поехал отдыхать с друзьями на море и утонул… Разве малопотерь пережила эта сильная женщина в военные годы? Почему и под мирным небомсудьба лишала ее близких людей? На эти вопросы никто не знает ответа…
Но Раиса Владимировна продолжает жить, несмотря на всеудары судьбы, несмотря на то, что жизнь у наших ветеранов, честно говоря, нелегкая. Она обязательно ходит на парады в честь Дня Победы. Всем женщинам-ветеранамсшили одинаковые платья, и на параде они идут одной колонной.
Наша беседа получилась, к сожалению, недолгой. РаисаВладимировна собиралась ехать с дочерью на дачу, «не работать, а наблюдать». Ана прощанье угостила меня клубникой со своего огорода. Ягоды были душистые-душистыеи очень сладкие…
Елена КИМ,
студентка журфака НГУ.
Комментарии