• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 08:56 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Виктор ЕРОФЕЕВ: «Россия – вечный маятник»

    Виктор ЕРОФЕЕВ: «Россия – вечный маятник»

    Виктор ЕРОФЕЕВ: «Россия – вечный маятник»

    Виктор Владимирович Ерофеев – известный прозаик, литературовед, телеведущий, автор книг «Русская красавица», «В лабиринте проклятых вопросов», «Жизнь с идиотом», «Страшный суд», «Акимуды» и др. Недавно прошла презентация его нового сборника рассказов «Тело». С писателем удалось пообщаться нашему корреспонденту.

    – Как вы начали писать?

    – Я вырос в семье дипломатов. Отец был послом, личным переводчиком Сталина. Родные считали, что смогу стать кем угодно, только не писателем. Но я им стал. И не потому, что в своё время окончил филфак МГУ и аспирантуру Института мировой литературы, защитил диссертацию по Достоевскому. Писательство – это страсть, которая прёт из тебя. Кто-то обратит её в коллекционирование – марок, женщин. Но если ты покоришься страсти к слову – может получиться писатель.

    Каждый писатель напоминает старый ламповый радиоприёмник. Включаешь его – хрипит, сипит, но всё же что-то слышно. При этом волны исходят не от писателя, а сквозь него. Вот в «Русской красавице» повествование идёт от лица девушки, и одна журналистка мне заявила: это не мог написать мужчина, но не могла написать и женщина! Роман появился на свет, потому что сквозь меня прошла какая-то энергия. Ради неё  уезжаю работать за 50 километров от Москвы на дачу. Без этих волн можно написать диссертацию, но не прозу.

    – «Русская красавица» принесла вам печальную известность…

    – Да, на неё вышло около 200 рецензий и отзывов, сводящихся к обвинениям в порнографии, несмотря на то, что в Германии, Франции, Голландии книга стала бестселлером. Заявляю ответственно: не написал ни строчки ради эпатажа. Литература – бунтующая стихия, у неё революционная сущность, она идёт против всех, включая автора! Встряхивает читателя, страну, мир. В результате в обществе появляются темы обновления.

    В 2002 году меня отнесли к числу главных отравителей культурного колодца. Тогда я написал Президенту России, где утверждал, что литература должна быть свободной. Это индивидуальное пространство, территория сна, и тебе может присниться всё, что угодно. Нельзя ни штрафовать, ни сажать в тюрьмы за то, что тебе приснилось.

    Диалог, разумеется, возможен. Всех объединяет любовь – к себе, близким, своей стране, Богу. Остальное – преходяще. Увы, Россия – вечный маятник, у нас слабое политическое сознание: в любой момент можем уйти в мракобесие.

    – Что может и должен сделать в такой ситуации писатель? Какова вообще его роль в обществе?

    – Писатель никому ничего не должен. У него есть только дар писать. И чем лучше писатель, тем менее он ответственен за свои книги. Сегодня литература очень боязливо говорит о внутренних изменениях человека. Она излишне социальна. Писатель – прежде всего тот, кто исследует основы человеческой природы. Недавно перечитал письма Флобера. То, что он пишет о любви, – потрясающе. Подальше от повседневности, поближе к вечности – это верный подход.

    А то, что писатель влияет на власть, – миф. В нас сидит кроличий испуг перед властью. Не могу поговорить с нашим милиционером, просто пообщаться с ним как человек с человеком. Однако с французским полисменом беседовали запросто, и оба были адекватны. Мы можем быть нормальными зрелыми людьми, но почему-то не в своей стране. Встречался с нашими соотечественниками в США – все нормально работают, никто не пьянствует, не скандалит. Потому что просыпается уважение – к себе и другим. А значит, всё не так плохо. Я не пессимист, в противном случае уже давно бы жил в Ницце и был бы всем доволен.

    – Несколько лет назад в Новосибирске состоялась российская премьера оперы «Жизнь с идиотом», композитор Альфред Шнитке написал её по вашему либретто. Как вам кажется, в чём связь музыки и слова?

    – В природе творчества. Это рождается не в человеке. Поэт и композитор – лишь передатчики чего-то неземного, нам посланного. Шнитке – единственный гений, которого я знал. Он – подарок судьбы. Очень благодарен новосибирцам за спектакль.

    – Интересно, каким вы видите вашего читателя?

    – К счастью, перед глазами стоят сразу несколько портретов. Мои тексты читают люди разного возраста – от 18 до 90 лет. Помню, в болгарском Пловдиве подошла за автографом молодая пара: подпишите книгу Константину. И барышня показывает на свой округлившийся животик. Так что мой любимый читатель тот, кто ещё не родился!

    – Припоминаете свои любимые книги детства?

    – Первые серьёзные переживания возникли после прочтения «Трёх товарищей» Ремарка. И в школьном сочинении на тему «Моя любимая книга» я написал про героев Ремарка, тогда как весь класс настрочил про Павку Корчагина. Родителей тут же вызвали на профилактическую беседу…

    Бесспорно, «Золотой ключик» Алексея Толстого и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – великие тексты. Просто замечательные сказки Пушкина. Вообще, литература делится на книги и не книги. И к этому надо нормально относиться.

    Юрий ТАТАРЕНКО
    Фото А. Пустоварова

    14.06.2016, 20:44 Местный
    Да никто там не строчил про Павку Корчагина, я уверен. Этому ерофееву только сказки писать на тему: как все плохо было в СССР, и как все стало чудесно теперь. Но при этом - кроличий испуг перед властью. А как же иначе? Раз есть удав, то должны быть и кролики, и бандерлоги )))
    14.06.2016, 20:01 Григорий
    "В нас сидит кроличий испуг перед властью. " Далеко не всегда.
    К примеру я регулярно читаю Кунгурова из Тюмени. Его 2 раза осуждали и недавно 3е дело завели. Но, при этом, у него более 60 тысяч подписчиков в ЖЖ. А если "писатель" с кроличьим испугом перед властью - ему надо сменить профессию.
    "И в школьном сочинении на тему «Моя любимая книга» я написал про героев Ремарка, тогда как весь класс настрочил про Павку Корчагина. " Значит у вас класс был такой. У нас люди писали кем хотят стать - один миллиардером, другой гангстером. Их из пионеров исключили и потом им пришлось даже школу сменить, но от своих сочинений они не отказались.
    14.06.2016, 17:20 Местный
    Всегда недолюбливал этого ерофеева, а теперь все стало на свои места: он просто трепач! Кстати, Татаренко прекрасно показал в этом интервью его суть, спасибо.
    Вот, оцените сами. Изначально - "мажор", "номенклатурный мальчик", но неистово пытается показать себя близким к народу ))) А в итоге - ложь и лицемерие.
    Вот, примеры из статьи.

    "Я не пессимист, в противном случае уже давно бы жил в Ницце и был бы всем доволен."

    Да ладно, ерофеев! Ну, кому ты там нужен? Впрочем, если он не собирается там работать, а только жить на "сбережения" (скажем так), то скатертью дорога.

    "Первые серьёзные переживания возникли после прочтения «Трёх товарищей» Ремарка. И в школьном сочинении на тему «Моя любимая книга» я написал про героев Ремарка, тогда как весь класс настрочил про Павку Корчагина. Родителей тут же вызвали на профилактическую беседу…"

    Я плакалЪ! Ложь и приспособленчество - от начала до конца! Прежде всего, в советские времена начитанность только приветствовалась, и если ты читаешь зарубежных авторов, то я не могу себе представить, что за это вызвали бы на профилактическую беседу родителей - чушь и бред!
    Кроме того, с какой стати все вдруг начали бы писать сочинение по одной и той же книге, если тема была: "МОЯ любимая книга"? Лично я на 100% уверен, что в моем классе НИКТО не написал бы про Павку Корчагина. В общем, это - очевидная ложь и позерство ерофеева.
    Другое дело, что в школе тогда часто задавали темы сочинения по пройденным в рамках школьной программы произведениям. Тем не менее, всегда оставляли свободу выбора в виде НЕСКОЛЬКИХ тем. Не скажу за других, но я всегда писал сочинения сам и на тему, которая мне нравилась. У нас были "вечные троечники", которые в надежде на четверку писали выпускные сочинения по произведениям Брежнева, но итог был тот же - три балла...
    В заключение лишь напомню этому "великому писателю", что для нынешних школьников сочинение на ЛЮБУЮ тему - подвиг, и, я уверен, что если они все же решатся его написать, то это, точно, будет не по его книгам.
    14.06.2016, 16:31 читатель
    это фотография должно быть и есть обложка его нового сборника Тело"? Чтож, очень выпукло.

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    366 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1217 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное