Выбор в пользу Сибири
Выбор в пользу Сибири
Выбор в пользу Сибири
Мой собеседник Идрис ЭСКЕНДАРОВ, директор юридическойфирмы «Уником-С», родился и вырос в Дагестане. Его детство и юность прошли внебольшом предгорном селении недалеко от Дербента, старинного города, возрасткоторого – пять тысячелетий.
О своей малой родине Идрис рассказывает с теплом илегкой грустью. Оно и понятно: слишком уж они разные – Сибирь и Кавказ. Егородное село расположено в ущелье между двумя отвесными скалами высотой 200-300метров. С гор сюда спускается речка. Вода в ней не выше 15 градусов, но детворакупается с огромным удовольствием. Зимой иногда выпадает снег, но тут же тает.А если вдруг пролежит 2-3 дня, то дети выкатывают санки или становятся насамодельные коньки.
Семья была большая. В доме жили дедушка, бабушка, отецс матерью и семеро детей: три мальчика и четыре девочки. Идрис третий по счету.Он учился в сельской школе. Все учебники были на русском языке, кроме двух –родного языка и литературы. Друг с другом и со школьниками учителя говорили по-лезгински.Мальчик достаточно быстро осознал, что получаемых знаний недостаточно дляпоступления в институт. И упорно занимался дома.
Приходилось помогать родителям. Они оба работали. Мамабыла ковровщицей 6-го разряда. На фабрике она вручную ткала ковры, неуступающие персидским. А отец трудился на виноградниках, работал каменщиком. Детина время каникул записывались в ученическую бригаду для работы на тех жевиноградниках. На заработок покупалась школьная форма и принадлежности.
В 10-м классе Идрис стал посылать запросы в разныевузы страны. Совершенно случайно знакомый парень дал ему памятку дляпоступающих в НГУ. Тут же в далекую Сибирь полетело письмо. И пришел ответ…
В Новосибирск его сопровождал 70-летний дедушка. Уже впоезде будущий абитуриент узнал, что едет поступать в третий по значению (послеМосквы и Петербурга) университет страны. Внук не подвел пожилого фронтовика:успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом экономического факультеталучшего вуза Сибири. А дедушка еще успел порадоваться диплому выпускника университетаи его первым успехам в роли директора фирмы.
ВЧЕРА – КЛИЕНТ, СЕГОДНЯ – ДРУГ
Фирме, которую возглавляет Идрис, осенью исполняется14 лет. Согласитесь, срок немалый.
А начал он с того, что поработал курьером. Правда, этодлилось недолго – 3-4 месяца. Тогда при торговом доме «Уником» существовала небольшаядочерняя фирма, занимавшаяся регистрацией, подготовкой документов. Еевозглавлял тоже выпускник НГУ. Но вскоре он уехал в родной Благовещенск, аИдрис взял, как говорится, бразды правления в свои руки. Предприятие онрегистрировал сам. Поначалу было только небольшое арендуемое помещение. Позжеприобрел свою оргтехнику. Для этого бизнеса серьезных финансовых вложений нетребовалось.
Комплекс предоставляемых услуг постепенно расширялся.Теперь «Уником-С» регистрирует фирмы и предпринимателей, вносит изменения вучредительные документы, занимается реорганизацией предприятий, ведетбухгалтерское обслуживание фирм.
– Скажите, Идрис, кем себя сейчас считаете:экономистом или юристом? Образование-то экономическое…
– Работа такая, что я и юрист, и экономист. Не получивэкономическое образование, не смог бы здесь работать. В НГУ нам говорили:«Университет учит думать». И это подтверждается на практике.
– У вас есть предпринимательская жилка?
– Может быть, я не предприниматель в чистом виде.Возможностей для бизнеса много. Но из-за отсутствия этой самой хватки, я их неиспользую.
– И все же предпочитаете работать на себя. Могли быпойти в государственныеструктуры…
– Здесь интереснее. Но и сложнее. Очень устаешь. Иответственность большая.
– Что самое сложное в вашем деле?
– Слишком часто меняющиеся законы. Бесконечноприходится перестраиваться. К примеру, в закон об акционерных обществахизменения вносились чуть ли не 40 раз. Ну, а о налоговом кодексе и говорить неприходится: он меняется постоянно. Регулярно отслеживаешь, изучаешь.
– Выходит, трудности вы испытываете не с клиентами?
– Как раз работа с людьми доставляет удовольствие. Сними легче всего работать. Здесь полное отсутствие каких-либо проблем. Клиентыстановятся друзьями.
– Если человек зарегистрировал у вас фирму, у негопотом будут поводы обратиться вновь?
– Конечно. Клиенты всегда звонят, консультируются.Какие-то мелкие консультации мы даем по телефону бесплатно.
Это так приятно, когда начинающие предпринимателирегистрируют фирму, а когда приходят к нам через два года, у них ужепроцветающий бизнес. Согревают душу слова: «У вас легкая рука: зарегистрировалинас, и все пошло». Кстати, среди героев вашей рубрики «Человек и бизнес» естьнаши клиенты. Это Андрей Аблаев и Наталья Комуро.
– С чем-то необычным встречались в своей практике?
– Клиенты у нас бывают интересные. С необычнымипожеланиями. Помню случай, когда требовалось зарегистрировать фирму не только вопределенный день и час, а даже учесть секунды. Нужно было, чтобы председательрегистрационной палаты именно в этот момент подписывал свидетельство орегистрации. Директор этой фирмы приезжал с каким-то сверхточным секундомером иждал, когда наступит час икс.
– Любопытно, для чего это?
– Видимо, в расчет брались какие-то астрологическиепараметры. У наших коллег была ситуация, когда регистрация состоялась в 6 часовутра. Они специально к этому времени вызвали специалистов регистрационнойпалаты. Многие регистрируют фирмы в определенные дни. К подобным требованиямотносимся с пониманием – значит, так надо.
Бизнес, как известно, начинается с идеи, а еевоплощение – с регистрации фирмы. Если все прошло гладко на начальном этапе – предполагается,что и в будущем проблем не будет.
– Вы как-то отслеживаете судьбу своих клиентов?
– Они посвящают нас в свои проблемы. Мы знаем отрудностях, с которыми сталкиваются предприниматели.
Основная беда – невозможность даже краткосрочногопланирования, не говоря уж о средне- и долгосрочном. И это понятно – слишкомчасто меняются правила игры, то есть законы. Взять тот же игорный бизнес. Можнокак угодно к нему относиться, но государство в свое время разрешило имзаниматься. В дело вкладывались деньги. И вдруг говорят: такого бизнеса небудет.
Еще одна проблема клиентов в том, что большинствоведомственных инструкций противоречит федеральным законам. Чиновников обязываютдействовать в соответствии с ними, хотя те понимают, что требования–незаконные.
Есть проблема кредитования малого бизнеса и многодругих…
– А за свое дело вы спокойны? Вдруг государствовозьмет этот вид деятельности в свои руки?
– Во всех развитых странах этот бизнес существует.Возможно, через какое-то время он будет выглядеть по-другому, но не исчезнет.Мы живем в стране с рыночной экономикой, где у государства одни функции, у нас– другие.
– Есть планы на будущее?
– По нашему виду деятельности потенциал большой:развивать офис здесь, возможно со временем открыть еще один – в городе. Можноподключать другие юридические услуги. Нашим специалистам, среди которых особохочу отметить Лилию Георгиевну Усову (она с нами почти с самого начала), этобудет по силам.
АКАДЕМГОРОДОК – ВТОРАЯ РОДИНА
– Идрис, свою судьбу вы прочно связали сАкадемгородком?
– Думаю, что навсегда. Разве что, когда на пенсиюпойду, к себе на Кавказ уеду. Но об этом думать еще очень рано. Сейчас вДагестане работать негде. У нас был совхоз, выращивающий виноград длявинодельческого завода, ковровая фабрика, где работала мама. Теперь ничегоэтого нет. Половина населения республики уехала на заработки…
Академгородок мне нравится. Здесь я адаптировался.Когда по делам бываю в городе, то с удовольствием возвращаюсь сюда. Здесь нетэтих бесконечных пробок, дышится легко. Совсем другая обстановка. Эту атмосферунужно сохранить.
– Уроженцу кавказской республики, наверное, тяжелобыло привыкать к укладужизни в Сибири?
– Первое время было сложно. Из маленького, можносказать, аула – и в Академгородок… Но я всегда с большим уважением отношусь кдругой культуре, традициям. Среди моих друзей – представители многихнациональностей. Когда собираемся у меня дома, шутим: такой интернационал застолом!
– Вас не тревожит информация в СМИ о проявлениях национализма в России?
– Проблема, к сожалению, появилась. Но до глобальныхкатаклизмов, думаю, дело не дойдет. По отношению к себе я не испытывал такихпроявлений. Если уважаешь традиции, культуру того места, где живешь, и к тебебудут нормально относиться. А националисты – попросту необразованные,некультурные люди. Главное – не цвет кожи, а сам человек.
СЕМЬЯ – ЭТО ОПОРА
– Ваша семья родилась здесь?
– С Индирой нас познакомили родственники, когда яприехал домой после окончания университета. Она к тому времени окончилатехникум в Дербенте, получила профессию бухгалтера. Сюда я вернулся уже с ней.
– Вы привезли молодую жену в свою квартиру?
– Нет, конечно. Мы сменили шесть съемных квартир,пока, наконец, не купили свою. Теперь всей семьей живем на Шлюзе.
– Чем занимаются ваши дети?
– У нас две дочери. Старшей, Диане, 11 лет. Она учитсяв 119-й школе. А Элина станет школьницей в предстоящем учебном году.
– Какое будущее вы видите для своих дочерей?
– Часто бывает: родители хотят одного, а дети выбираютдругое. Так что решать им. Пока я хочу, чтобы они наряду с русским зналилезгинский язык. Но они – уже сибирячки. Здесь их родина. Старшая как-то можетговорит по-лезгински, а младшая – нет. Будем с женой обучать.
– Ваш семейный дуэт сложился удачно?
– Вполне. Мы хорошо понимаем и дополняем друг друга.Индира за свой сибирский период жизни получила другую профессию. Теперь онадипломированный психолог. К ее рекомендациям я прислушиваюсь и нередко прибегаюк ним в своей практике.
ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ
– Идрис, как часто удается съездить на родину?
– Один раз в два-три года. Отправляемся всей семьей намашине. В пути проводим трое-четверо суток. Поездка утомительная, но она тогостоит. Для нас с женой большая радость снова увидеть величие кавказских гор,вдохнуть чистый горный воздух, испить родниковой воды. В детстве очень любилкосить траву. Когда ее не хватало для зимнего корма скоту, мы еще и в горахкосили. И сейчас, когда приезжаю, берусь за косу. Для меня это отдых.
При родительском доме есть 24 сотки земли, на которойпроизрастает все, что душе угодно: мой любимый тутовник, яблоки, груши, слива,орехи. Теперь, правда, стали выращивать, в основном, то, что не требует особогоухода и что легче продать: грецкий орех, фундук.
– Где еще с семьей отдыхаете?
– Путешествуем по Алтаю. Побывали на Телецком озере.Но больше всего понравилась поездка на гору Красную. Это в Усть-Коксинскомрайоне, недалеко от границы с Казахстаном. В разгар лета в озерах плавает лед.Очень красивые горные места. Но на Алтае горы не такие, как у нас… Верносказано: «Лучше гор могут быть только горы».
– Идрис, а что бы вы хотели изменить в своей жизни?
– Изменить? Пожалуй, ничего.
Валентина РУДНЕВА
Комментарии