Вехи одной судьбы
Вехи одной судьбы
Сибакадемстрой для Городка – организация не менее значимая, чем Сибирское отделение Академии наук. САС не только возводил здания институтов, занимался жилым строительством, но и обеспечивал работу инфраструктурных объектов. Инженер-теплотехник Леонид Михайлович КОЖЕВНИКОВ, полжизни проработавший в легендарной организации, отмечает 80-летний юбилей.
самое важное – Семья
Леонид Михайлович родился на Урале. Когда отец погиб на войне, ему было всего два годика. А когда исполнилось девять, он и три старшие сестры остались без матери. Сначала заботы по воспитанию младших взяла на себя средняя сестрёнка. Она уже работала на местном мраморном заводе. К небольшой зарплате добавились две крошечные пенсии. Худо-бедно, на это можно было жить втроём, если не лениться и помогать друг другу. После её замужества вся семья переехала в Златоуст.
Пятнадцатилетним подростком отправился Леонид Михайлович в Томск-7 к старшей сестре и зятю. Здесь он окончил школу и поступил в политехнический институт, где и познакомился с будущей женой Ниной.
На новосибирский завод «Экран» начинающий специалист-теплотехник попал по распределению. Работа нравилась. К сожалению, не было своего жилья, а в молодой семье уже появился первенец. Когда чету инженеров пригласили преподавать в энергетический техникум, Кожевниковы получили комнату, а затем и квартиру.
После перепрофилирования суза Леонид Кожевников устроился на ТЭЦ-3 начальником смены котельного цеха. Отдыхать ездили в Донецкую область, к родителям Нины Григорьевны. Те всегда хотели, чтобы дочь жила к ним поближе. Чем завлекать, знали наверняка: прекрасный тёплый климат, щедрая, плодородная земля… На Старобешевской ГРЭС нашлось место главного инженера, семье с двумя детьми дали трёхкомнатную квартиру.
Впрочем, через какое-то время их потянуло назад, в Новосибирск. Вернулись в 1962 году. Леонид Михайлович устроился начальником котельной, которая располагалась тогда напротив нынешнего отдела полиции. Персонал бесперебойно обеспечивал паром военное училище и институтские опытные производства.
В Сибакадемстрое
В управление строительства САС его позвал главный энергетик Анатолий Дробинин, ставший для Леонида Михайловича образцом профессионализма, примером лучших человеческих качеств. Здесь перед опытным инженером стояла непростая задача, связанная с монтажом теплотехнического оборудования.
– В зависимости от того, радиаторы или конвекторы пришли на стройплощадки, постоянно приходилось пересчитывать поверхность нагрева и вносить изменения в проект. Как-то раз 40% поступивших чугунных радиаторов оказались бракованными. Отправили их производителю на Урал, а жилой дом укомплектовали конвекторами, – вспоминает Леонид Кожевников.
В те годы Советский район стремительно рос, здесь и в пригороде возводились и запускались котельные. Их проекты нередко тоже требовали доработки, где и пригодился опыт Леонида Михайловича.
– Пуск в работу котельных всегда выпадал на осень или зиму, поэтому было очень важно создать тепло для опрессовки котлов (испытания для проверки надёжности). Помню, как в котельной «Гидроцветмета» подключились к паропроводу, идущему до подсобного хозяйства, устанавливали пароподогреватели. В котельной ВАСХНИЛ монтировали водяные подогреватели и насосы, тепло шло от электробойлеров управления энергоснабжения, – продолжает рассказ ветеран труда.
В Сибакадемстрое он трудился до выхода на заслуженный отдых, но его опыт и навыки пригодились и для воспитания молодых инженеров-теплотехников. Леонид Кожевников всегда охотно советовал, консультировал, учил.
Город, которого нет
С особой теплотой вспоминают супруги Кожевниковы трёхлетнюю командировку в Монголию. В большом альбоме бережно хранятся кадры их советско-монгольской жизни.
Строительство города Эрдес для уранодобывающей отрасли не ограничилось возведением жилых бараков, контор и магазинчиков. На черно-белых фотографиях видны чудные пятиэтажные дома, стадионы, скверы и парки, дома культуры и типовая школа 80-х годов.
– Как странно, что такие колоссальные денежные вложения и человеческие усилия пошли прахом, – сокрушается опытный инженер. – Местному населению это почему-то оказалось ненужным. Впрочем, возможно, ещё восстановят…
– Загляни в интернет, – кивает супруга в сторону ноутбука, – разве же это реально восстановить?
В сети можно найти видео: город-призрак, руины многоэтажных зданий, горы битого кирпича на месте магазинов и ДК, заросшие развалины пионерлагеря «Юный геолог». Зато Улан-Батор производит впечатление современного мегаполиса с неоновыми витринами, рекламными баннерами и высотными зданиями. Как же понять тебя, Монголия, страна контрастов?
Пенсия – не время унывать!
Лучшее средство от хандры – дача. Обязанности разделены давно. На муже – ремонт, водопровод и перекопка земли, Нина Григорьевна возится с рассадой, занимается посадками и уходом за садом-огородом. Любимая культура жены – это томаты, за сезон собирает по 20 вёдер. Леонид Михайлович преуспел в выращивании огурцов, он виртуозно формирует плети, удаляет лишние усы и отростки. Результаты их усилий – обильный урожай, который с удовольствием уплетает большая семья Кожевниковых: два сына, четыре внука, две внучки, один правнук и две правнучки.
– Никуда не тороплюсь, – шутит глава семейства. – Мечтаю дожить до того дня, когда запустят 120-метровую трубу котельной ГЦМ («Гидроцветмет»). Она стоит уже 20 лет с резервной нагрузкой 300 Гкал и ни разу не работала.
2 июня вся семья соберётся за праздничным столом, чтобы отпраздновать 80-летний юбилей Леонида Михайловича.
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии