В поиске сказки
В поиске сказки
В поиске сказки
Детской студии«Поиск» в этом году исполнилось 33 года. С самого начала «поиска» основнойего целью стало собрать как можно больше странных людей с любопытными детскимиглазами и своей удивительной картинкой мира, которой они захотят поделиться совсеми. Большинство жителей Академгородка наверняка помнят в 80-е годы «старыйтроллейбус» во дворе дома №13 по ул. Иванова и веселого Гаврилу, которыйсидел на крыше ДК «Юность», свесив с карниза свои огромные ноги в лаптях. «Гаврила-фильм»– фестиваль коротких комедийных фильмов типа «Ералаш», которые снималишкольники, за двадцать с лишним лет сильно помолодел и превратился ванимационный фестиваль «Жар-Птица».
Уже третьелето подряд на «Жар-Птицу» слетаются мультипликационные студии со всей России,известные режиссеры и педагоги, чтобы в очередной раз удивиться, какиеволшебные истории могут создавать маленькие дети. Конечно, педагоги студийобучают их разным техникам и премудростям – кто-то рисует свои мультфильмыкрасками по стеклу, кто-то лепит из пластилина, а некоторым удается совместитьмногие предметы, попавшиеся под изобретательную детскую руку – пенопласт,природные материалы, нитки, крашеный поролон. Но настоящие шедевры зачастуютребуют не кропотливой отделки, создающей оригинальный видеоряд, а всего лишьодной удивительной мысли, которые каждый день возникают в голове любогоребенка. В студии «Поиск» родилось много мультфильмов, где именно закадровыйтекст создает то сказочное пространство, однажды погрузившись в которое, нехочется возвращаться уже никогда.
КУШАЙ, ПТИЧКА,РЫБКУ!
Мультфильмыстудии «Поиск» неизменно получали первые места на московском фестивале «Золотаярыбка», пока, наконец, всем поисковикам не стало ясно, что студия растет, афестиваль остается неизменным. Из почти сотни мультфильмов, снятых за год,всегда можно отобрать несколько достойных кандидатов на фестивальную программу,а в это время технически сложные, почти профессиональные работы более взрослыхдетей в других студиях России создавались единицами. Выбрать пять лучшихмультфильмов из семи попросту невозможно, а это значит, что программа фестивалянеизбежно обеднеет. Эта проблема со временем коснулась и фестиваля «Жар-Птица»,который в первые же два года снял все творческие сливки со студий юныхроссийских мультипликаторов. Единственный путь к решению этого вопроса – новыенасаждения.
В нынешнемгоду директор студии, член Союза кинематографистов Петр Иванович Анофриковпосетил с этой целью более десяти городов, где нашел несколько прекрасныхстудий. Он рассказывает:
«В поискахлюбительских киностудий я объехал половину Тувы, Томск, Северск, Кузбасс и всюНовосибирскую область. Меня встречали лучше, чем Деда Мороза – дети сбегалисьотовсюду и принимали эти фильмы, раскрыв рот. Потом ко мне приезжали люди,обучались технике перекладки и монтажу у наших преподавателей и видеооператора.Несколько человек сняли у нас свои первые фильмы. В каждом таком городесобирались полные залы детей и педагогов, которым показывали мультфильмы«Поиска» и объясняли, что им нужно сделать для того, чтобы самим начать сниматьтакие фильмы. Оставалось только договориться с местными властями для выделениясотни тысяч рублей на аппаратуру местной студии. Как правило, это не вызывалоособых затруднений – достаточно было лишь продемонстрировать результат иочертить перспективы – пригласить на будущий летний фестиваль «Жар-Птица».
Идея сделать«Жар-Птицу» – это не местечковая инициатива организации смотрасамодеятельности, а решение Министерства культуры в Москве. Заместитель председателяСоюза кинематографистов Никиты Михалкова Ким Лаврентьев однажды посетовал, что«Золотая рыбка» давно не может исполнить ни одного желания и ее пора быотправить в уху. Вместо нее на небосводе появилась наша хвостатая красавица. Сэтого знаменательного момента центр настоящей детской мультипликации переместилсяв Сибирь. Но это теперь дело номер восемь. И тогда я подумал, как было бызамечательно, если бы Михалков подписал письма губернаторам всех областей,чтобы они поддержали инициативу создания студий в своих городах. То, чтоспрятал, то пропало – то, что отдал, то твое. И он подписал. И все эти людиприехали ко мне на фестиваль.
Тогда иначалась настоящая работа – областям выделили деньги на оборудование, и мы ждемих на следующую «Жар-Птицу». Сейчас есть идея сделать фестиваль путешествующим,поскольку провести его на своей территории – дело чести каждой области.Киностудии и до нас существовали везде, но снимали они, в основном,любительское кино обычной кинокамерой без особых целей и задач – небольшаягруппа подростков, предпринимающая попытки сделать серое документальное кинодля местного канала телевидения. За редкими исключениями никакого детскоготворчества там не было. Теперь они начинают постепенно оживать».
ВНИМАНИЕ!СНИМАНИЕ!
Конечно,художественное творчество – это совершенно другой уровень, и многиесуществующие детские мультипликационные студии в России преследуютпринципиально иные цели, чем научить детей раскрываться и творить свой мир. Ониучат подростка рисовать, работать в различных техниках, которые могутпригодиться ему, если он вдруг решит пойти учиться во ВГИК на оператора илирежиссера-мультипликатора. Но прогнозировать выбор будущей профессии ребенканевозможно, не говоря уже о том, что целенаправленное натаскивание может отбитьу него охоту стать настоящим взрослым сказочником, как отбивает у детей любовьк музыке ежедневное многочасовое проигрывание техничных этюдов.
Как нистранно, именно из студии «Поиск» выходит больше всего детей, готовых связатьсвою жизнь с кино. Некоторые из них работают на новосибирских телестудиях,другие – в рекламе, а самые влюбленные – продолжают делать мультфильмы, работаяпедагогами. Простейшая и самая доступная даже для самых маленьких детей техникаперекладки – когда плоские фигурки двигают по верхнему стеклу, а нижнее создаетфон – позволяет сосредоточиться не на процессе изготовления фигур, а наинтеллектуальном творчестве ребенка. На каждом занятии история фильмаестественным образом меняется, возникают новые герои и неожиданные слова:«Внимание! Снимание!» Никто из педагогов не знает, в каком виде история выйдетна экран и какая случайно сделанная деталь или оброненная ребенком фразасделает ее лучшей из лучших.
Главныйпоисковик – директор студии считает достижения «Поиска» делом опыта: «Мы вовсене семи пядей во лбу, но почему-то все студии, которые видят наши мультфильмы,приходят в восторг. Мы просто много лет идем в одном выбранном направлении –это развитие детей силами тех, кто готов жить, каждый день творя сказку. Многиенаши педагоги получили высшую педагогическую категорию. На одного из нашихсамых опытных преподавателей мы подаем документы на получение званиязаслуженного педагога РФ, а в мае «Поиску» будет торжественно вручен грант насоздание трех студий в области. Это радостно – мы потихоньку поднимаем Сибирь».
ПУСТЬ РЕКА НЕСЕТМЕНЯ
Обычно детисмешивают в одной сказке разных героев, строя собственный дом из готовыхкирпичиков. Но на свете не бывает одинаковых зайцев, ежей и лис, как не бываетодинаковых мыслей. Кто останется жить в лубяном домике – лиса или заяц? Какаяразница! Ведь это все уже было много раз. Поэтому сказка трехлетнего ДанилаИткина «Лиса, заяц и петух» особенно всем запомнилась тем, что ее герои нестали бороться за жилплощадь, а «спорили долго и счастливо».
Увидев один измультфильмов «Поиска», знаменитый режиссер Юрий Норштейн, известный зрителю помультфильмам «Сказка сказок», «Шинель», «Ежик в тумане», «Цапля и Журавль»,воскликнул: «Да ведь этим фильмом нужно закрывать наш российский фестивальпрофессиональной мультипликации в Суздале!» Стоит отметить, что один изпостоянных участников фестивалей «Жар-Птица» – группа Александра Жохова (двое18-летних ребят из Норильска) успешно продемонстрировала свою новую работу наэтом суздальском показе. Знакомство «Поиска» с самим Юрием Норштейномсостоялось еще в середине 80-х годов, когда он был в Новосибирске и пришел вгости в киностудию. И вот спустя 20 лет он снова становится другом «Поиска».Сотни экземпляров своей книги «Сказка сказок» – великолепно оформленный альбомс кадрами из мультфильмов и подробными описаниями их истории, источниковобразов и идей – он высылает в студию каждый год, чтобы все любителимультипликации в Новосибирске имели возможность приобрести это уникальное произведение.
«Поиск» можносчитать в некотором смысле последователями Норштейна, поскольку он тожеработает в технике перекладки и не использует в своих мультфильмах сложныхсюжетных перипетий. Основное действие происходит не на экране, а где-то глубокоза кадром и, конечно же, в душе зрителя. Помните, как бежит ежик к медвежонку сузелком за спиной? Он бежит считать неподвижные звезды вниз по бурой ночнойтраве и по белому листу вдоль горизонта, то и дело теряясь под колышущейсямолочной калькой тумана. Когда-то давно двое взрослых дядек, ползая по осеннейземле, долго искали «тот самый» сухой дубовый лист, полет которого мы помним ссамого детства. Дети «Поиска» окружили книгу своего учителя, изумленноподнимают и опускают кальку – вот ежик исчезает и вот он появляется снова. Вотсамый живой ежик из нашего детства медленно плывет по реке. Этот мультфильм,как детский сон, как любая детская история, бесконечен и почти лишен сюжетногорисунка – все происходит само собой. Его составили из простых слов и волшебныхобразов: «Я ежик, я упал в реку, пусть река сама несет меня…»
МарияШКОЛЬНИК.
Комментарии