В фокусе внимания родителей
В фокусе внимания родителей
Меня беспокоит несколько моментов в отношениях с трехлетним сыном. Во-первых, его капризы по поводу и без. Он готов плакать бесконечно, пока не приложишь максимум усилий, чтобы переключить его. При двух маленьких детях это совсем не просто. Во-вторых, его отношение к младшей сестре (ей три месяца). Он кричит, что сестра ему не нужна, что мы можем отнести ее обратно. Пытается отшлепать, забирает ее погремушки.
...Полтора года назад я с сыном, тогда совсем еще крохой, попала в аварию. Малыш не пострадал, а я с серьезной травмой попала в больницу. Ребенка забрали мои родители, чтобы я могла прийти в себя и поправить здоровье. Из-за последствий травмы мне было сложно заботиться о малыше, и я отдала его еще на несколько месяцев свекрови, потом он гостил снова у моих родителей на даче целое лето. И вот мама его привезла (мы живем в разных городах). Через месяц я родила дочку.
Сейчас Вам необходимо принять ребенка, ощутить его своим сыном, а не сыном бабушек. Важно найти в нем нечто хорошее, чтобы было на что опереться в своем представлении о нем. У Вас в общении с мальчиком в силу обстоятельств возникали длительные перерывы, иногда в таких случаях возникает ощущение, что все беды – от разлуки, и ребенок начинает восприниматься как нечто чужое, внешнее по отношению к семье. Поэтому очень важно найти и продолжать искать в нем то, что его роднит с Вами и супругом: чем он похож на вас; что делает, как вы; какими мимическими реакциями (улыбается, как Вы, или хмурится, как муж), какими жестами подобен вам.
Постарайтесь организовать как можно больше ситуаций, когда Вы можете быть с ним в тесном физическом контакте. Например, кормите малышку, а другой рукой обнимаете сына. Если возможно, пусть нечто подобное станет своеобразным ритуалом. Тогда сын будет включен в Ваше общение с дочерью, у него в этом процессе появится свое законное место. Тогда ему не нужно будет конкурировать с сестрой.
У детей маленькая разница в возрасте – старший сам еще малыш. Давайте подумаем, как он мог бы проявить свое старшинство и быть полезным. Например, попросите его собрать пирамидку для Вас и сестренки – Вы будете смотреть и радоваться. Или привезти Вам в кузове кубики, а потом построить домик. Для Вас и сестренки он продемонстрирует свои умения или развлечет Вас, хотя это же он мог бы делать только для себя. Таким образом сын будет вовлечен во взаимодействие с Вами и не почувствует себя отторгнутым.
Когда человек (в нашем случае маленький человечек) кого-то неизмеримо превосходит, он перестает соревноваться, вместо этого начинает оказывать покровительство. Для формирования такой позиции можно озвучивать вслух то, что обычно не говорится, потому что считается само собой разумеющимся. Например: «Как здорово, что ты уже такой большой, можешь так быстро бегать на своих крепких ножках. А сестренка еще этого делать не умеет! Представляешь, она еще даже сидеть не умеет, не то что бегать! Зато ты ее, когда она подрастет, сможешь научить бегать быстро и прыгать высоко, как умеешь сам! Кто же ее, кроме тебя, сможет такому научить? Вот будет замечательно! И говорить она пока не умеет так хорошо, как ты. Она даже «мама» сказать пока не умеет. Мы вместе ее учить будем, чтобы она могла попросить, что ей надо. А сейчас она только плачет, а нам надо догадаться, что ей нужно. Вот ты – другое дело: захотел пить или на горшок – сказал об этом!»
Ребенку важно чувствовать себя важным и нужным в семье, бывать в фокусе внимания родителей. К этому собственно мальчик и стремится доступными способами. Основная задача здесь – показать ребенку способы (приемлемые для всех) оказаться в центре внимания и быть полезным и принятым.
А. Бердникова, психолог
(тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии