Утопия о городе науки
Утопия о городе науки
В театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Элементарные частицы». Пьеса посвящена созданию уникального научного центра в сердце Сибири.
Город Солнца
Поставил пьесу режиссер из Санкт-Петербурга Семен Александровский, драматург – Вячеслав Дурненков из Тольятти. Чтобы проникнуться атмосферой Академгородка тех лет, и тот, и другой две недели жили в Городке, много занимались в частном музее «Под интегралом», который создала Анастасия Безносова-Близнюк. Авторы пьесы встречались со старожилами Академгородка, работали с архивными документами. Во время творческой командировки у них сформировалось представление о том, как все начиналось. По мнению авторов, Академгородок – место силы, воплощение советской утопии о городе науки, городе будущего.
Начинался он с нуля и был задуман как открытый город. Строили его в экологически чистой зоне, все институты – рядом, чтобы каждый день ученые могли встречаться и общаться друг с другом. Ведь акцент делался на интеграцию всех наук, междисциплинарные исследования. И люди здесь жили особые – творческие, смелые, свободомыслящие. Они читали самиздат, слушали Галича, дискутировали на политические темы, играли джаз и танцевали твист. Более того, пытались вмешиваться в вопросы государственного управления.
В первом действии спектакля молодые ученые строят этот дивный, чудный мир в лесу рядом с Новосибирском. Созданы первые институты, университет. Работает клуб «Под интегралом», где проходят интересные встречи. Жизнь кипит. У действующих лиц нет имен, но речь идет о реальных и узнаваемых людях: Лаврентьеве, Титове, Светлане Рожновой. А кому как не Герману Петровичу Безносову, организатору клуба «Под интегралом», принадлежит такая реплика: «Я буду министром странных дел в клубе»!
– Мне скажут: привези трубы, я их привезу, скажут организовать фотолабораторию – организую, – говорит женщина-ученый словами Фаины Васильевны Луговцевой, сотрудницы Института гидродинамики.
Конец утопии
Во второй части идет дождь. Накинув дождевики, персонажи читают выдержки из дела по письму 46-ти – протоколы допросов, стенограммы заседаний. Напряжение растет.
Письмо, подписанное учеными Академгородка, было реакцией на процесс, по которому проходили активисты самиздата Гинзбург, Галансков, Добровольский и Лашкова (их обвинили в антисоветской агитации и пропаганде). Процесс был закрытый, а новосибирские ученые требовали гласного суда и отправили письмо во все высшие инстанции. И хотя никого не посадили и не расстреляли, после того, как письмо попало в зарубежные СМИ, многих исключили из партии и уволили с работы. Подписавшихся травили и собственные коллеги. Дело 46-ти похоронило надежду о свободомыслии в тоталитарном государстве.
В третьем действии молодые ученые рассказывают про свой уход во внутреннюю эмиграцию, бегство от действительности в любимую науку – в элементарные частицы, турбулентные потоки и пр. Актеры не играют, просто произносят текст.
Поколение победителей
Спектакль шел чуть больше часа, но самым интересным было его обсуждение, во время которого люди высказывали разные мнения. По словам Сергея Лаврюшева, замдиректора Института цитологии и генетики, происходящее на сцене смотрится на одном дыхании. А вот Марианне Безносовой, которая пишет тексты для команд КВН, не хватило легкости:
– В спектакле – ни радости, ни музыки, ни удовольствия. А ведь Академгородок – не только наука, но и повседневная жизнь, веселая и многогранная. Да и дождь, который идет в течение всего спектакля, – совсем не наша история, а больше питерская. Для жителей Городка привычнее снег.
Не согласны с авторами пьесы и многие представители старшего поколения – те, кто работал в Академгородке в 60-х.
– В стремлении переделать мир эти люди, среди них был и мой отец, чувствовали себя равными богам. Это было поколение победителей, которым все было по плечу – разрушить горы, повернуть реки вспять, обуздать атом, запустить человека в космос. А в пьесе вместо полета спутника или создания частотного ускорителя – злополучное письмо 46-ти. Вместо радости бытия – внутренняя эмиграция, вместо коллективизма – экзистенциализм одиночества, – говорит Антонина Крупицина.
Замира Ибрагимова, журналист, писатель, драматург, не стала говорить о своем отношении к увиденному, лишь задала вопрос режиссеру, прозвучавший риторически: «Где вы увидели в этой пьесе театр? Ни игры актеров, ни сюжета. А ведь театр – школа слез и смеха, как говорил Гарсиа Лорка».
Драматурга и режиссера не зря упрекают в мрачности. Наталья Алексеевна Притвиц, в прошлом известный журналист и секретарь всех председателей Президиума СО АН, а сейчас консультант группы прессы Президиума СО РАН, говорит о том чувстве боли, которое осталось после просмотра:
– Взяли все самое ужасное, это кошмарное письмо 46-ти. Аллюзия на библейскую мифологему про вкладывание перстов в раны. Как будто не было ничего хорошего, светлого. Мне бы хотелось видеть прошлое Городка другим.
А вот по воспоминаниям Николая Диканского, многие ученые не заметили того письма:
– Мы были настолько увлечены наукой, что пропустили его как событие.
Евгений Вишневский математик, специалист в области математического моделирования и компьютерной графики, сам драматург и писатель, был в числе ученых, вставших на защиту Гинзбурга и Галанскова. Но вспоминает события тех лет без трагизма, а, скорее, с юмором.
– Никогда и нигде не состоял, но сверху пришла разнарядка – исключить. И меня исключили из ДОСААФ. Люди в актовом зале института сидели с багровыми лицами, еле сдерживая смех, – рассказывает Евгений Венедиктович.
Изменить мир
Молодым зрителям пьеса понравилась. По словам фотографа Антона Карлинера, несмотря на приемы документального театра, спектакль рассказывает о Городке, как легенде. Пьеса не столько про историю одной утопии, сколько про нравственный выбор, который рано или поздно придется совершить в жизни каждому из нас. И можно провести десятки параллелей между тем временем и нынешним.
Академгородок по-прежнему называют сердцем Сибири, уникальным научным центром, в котором есть все условия для успешного развития. Создан лучший Академпарк в России, есть прогрессивные научные разработки, которые пытаются сделать привлекательными для бизнеса. И в то же время – реформирование науки, ФАНО, которое занимается только имуществом, точечная застройка. Есть опасность, что Городок превратится в дорогой спальный район с работающими научными институтами.
В заключительном действии пьесы – дождь не заканчивается, и чувство безнадежности присутствует на сцене. Но авторы все же дают зрителю надежду. В финальной сцене двое подростков, судя по всему ученики из СУНЦ НГУ, говорят о том, что нужно сделать, чтобы изменить мир.
Юлия ВЕРХУША
Фото Фрола Подлесного
Комментарии