Уроки первоклассника
Уроки первоклассника
Необходимость готовить уроки у первоклассников появляется в разное время: в одних учебных заведениях домашнее задание практически не задают на протяжении всего первого класса, в других на знакомство с образовательным процессом отводят лишь пару недель, а далее начинаются рутинные школьные будни, где домашнее задание обязательно.
Независимо от того, когда начинают давать домашнее задание, следует помнить, что это новый для ребенка процесс, для которого пока не существует готового алгоритма. Выполнять домашние задания нужно еще научиться.
Составляющие навыка
Во-первых, необходимо сформировать мотивационную готовность. Первокласснику придется в течение дня дважды возвращаться к учебному процессу – первый раз в школе на уроке, второй – дома, при выполнении заданий. Для этого необходимо почувствовать себя отдохнувшим и полным сил, а также достаточно организованным, чтобы иметь твердую уверенность, что домашнее задание – это ненадолго. Хорошо, если в тот момент дома будет взрослый, который поможет ребенку организоваться. Выполнение уроков можно ввести в распорядок дня и начинать занятия четко в определенное время. Для этого можно заводить будильник. Подавать сигнал: «Пора за уроки!» будет не взрослый, с которым из-за этого могут начать портиться отношения, а собственноручно заведенный ребенком механизм – с этим сложно спорить, раз сам решил, надо подчиниться. Хорошо, если в первые недели выполнения домашнего задания на вечер планируются приятные мелочи. «Сделаем уроки и покатаемся на велосипеде!», «После уроков погуляем – съедим по мороженому!». Но приятное занятие – не награда за выполнение задания, оно просто «случайно» должно оказаться сразу после уроков.
Во-вторых, ребенку для выполнения уроков необходима волевая готовность. Собственного терпения завершить начатое, не увлечься чем-то более любопытным, чем крючки в прописи, может быть маловато. Здесь необходима помощь взрослого: организовывать переход с этапа на этап, поддерживать и хвалить за сделанное. Среди палочек и крючков находить написанные с наибольшим тщанием, выделять их и ставить в пример, говорить ребенку с восхищением: «А ведь можешь же, когда стараешься!». Если при переходе от выполнения заданий по одному предмету к другому предусмотрен перерыв, то сперва только взрослому по силам сделать так, чтобы он не затягивался.
Ничего страшного, если первые недели взрослый будет безотрывно находиться рядом во время выполнения заданий. Ребенок учится, ему нужны помощь и поддержка. Постепенно можно увеличивать меру ответственности за выполняемое. Теперь мама, например, смотрит не каждую написанную строчку и выделяет в ней наиболее успешные буквы, а все задание сразу (все пять строк). Если ребенок справляется с этим, значит, на следующем этапе ему можно попробовать доверить выполнение задания по всему предмету в целом. Первоклассник справился и с этим? Замечательно, он готов к тому, чтобы выполнить задание по всем письменным предметам самостоятельно. При подготовке устных предметов ребенку помощь взрослого будет требоваться несколько дольше, чем при подготовке письменных, потому что устные задания, как правило, в меньше степени поддаются нормированию и алгоритмизации, среди них чаще встречаются творческие, а также изначально предполагающие помощь взрослого.
Научить ребенка выполнять домашние задания хлопотно и затратно по времени, но родительские усилия окупаются в полной мере: это экономия вашего времени и нервов в совсем недалеком будущем.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии