Ученый, историк, солдат
Ученый, историк, солдат
24 февраля исполнилось 90 лет историку и культурологу Варлену Львовичу СОСКИНУ, д.и.н., профессору НГУ, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, долгое время возглавлявшему научно-исследовательскую группу истории социально-культурного развития Института истории СО РАН.
Варлен Львович – свидетель и участник многих судьбоносных для страны событий. Среди них – и Великая Отечественная, и восстановление народного хозяйства после войны, и хрущевская оттепель, и перестроечные годы. Столько всего было в жизни! Но рассказывает об этом бывший боевой офицер, участник войны, ученый-историк, а ныне пенсионер очень просто и обыденно.
Будни военные и трудовые
– Не нужно делать из меня героя – таких, как я, было много. В тот год, когда началась война, мне исполнилось шестнадцать. Мой отец был майором, находился в то время на сборах в штабе Сибирского военного округа. Уходя на фронт, сказал: иди работать на завод, – вспоминает Варлен Львович. – Так начались мои трудовые будни на заводе имени Чкалова. Работали по 10-12 часов в день – все для фронта, все для победы. Сложно переоценить этот вклад, это тоже подвиг. И все равно мне очень хотелось попасть на фронт. Как только исполнилось семнадцать, тут же был зачислен в запасной полк и отправлен в Томск во второе артиллерийское училище, где готовили кадровых офицеров. Это был город, где я родился, отец учился когда-то здесь в политехническом институте, а после его окончания распределился в Новосибирск.
В томском училище все разговоры курсантов были о том, как скорее попасть на фронт. Казалось парням, что не успеют они, война закончится без них. В то время отца Варлена уже не было в живых. Он погиб в октябре 1941-го во время «Вяземского котла» – операции Западного и Резервного фронтов под Москвой. Спустя много лет, в конце 1970-х годов, Варлен Львович пытался найти документы, связанные с гибелью 24-й армии, где служил отец. К сожалению, ничего не сохранилось, всё сгорело.
Дальше фронта не пошлют, меньше взвода не дадут
В звании младшего лейтенанта Варлена Соскина отправили на 2-й Белорусский фронт, во вторую ударную армию. В то время в ходу у младших офицеров была шутка «Дальше фронта не пошлют, меньше взвода не дадут». Несмотря на прекрасное знание артиллерийских отечественных и трофейных систем, умение составлять расчеты в уме, молодого лейтенанта определили в пехоту, в противотанковую артиллерию.
При штурме города Эльблонга (тогда он назывался Эльбинг) в феврале 1945 года командир взвода Варлен Соскин был ранен и попал на лечение в госпиталь. В боях за освобождение Польши он уже больше не участвовал, и польский город Гданьск, который во время войны назывался Данциг, брали без него.
– Самое обидное было, что так мало повоевал, – и сейчас сокрушается Варлен Львович.
В мирной жизни историк Соскин много времени работал в архивах, отслеживал все перемещения 2-й ударной армии в тот период, когда он лежал в госпитале.
На фронт Варлен вернулся, когда 2-я ударная армия выходила на Одер. Бои уже не были такими кровопролитными, до победы оставалось всего несколько месяцев.
Любовь к истории
После войны в течение двух лет Варлен Львович служил в Советской Армии на территории Германии. Томское военное училище он окончил с отличием, был полностью уверен в выборе профессии и карьере кадрового военного. Но интерес к общественной жизни захватил офицера целиком. В Германии люди жили надеждой, появлялись новые движения и партии, проходили митинги. В Союзе такого не было. Варлен Львович начал задумываться о роли общественных сил в развитии государства, поступил в университет для офицеров в Шверине. Хотел просто прослушать курс лекций по истории, а в результате нашел свое призвание.
Вернувшись в СССР, поступил на историческое отделение Ленинградского госуниверситета, с отличием его окончил. В те годы познакомился с будущей женой Анной Ноевной Йоффе. Она пережила блокаду (воспоминания о ней опубликованы в сборнике «900 блокадных дней»).
В Новосибирске Варлену Львовичу предложили должность секретаря комиссии по общественным наукам, которая должна была координировать направление общественных дисциплин, – без их развития научный центр Сибири не мог существовать. Вначале аспиранты сдавали философию в рамках кандидатского минимума, а в 1965-м был создан Институт истории (позднее Институт истории, философии и филологии). Его возглавил Алексей Павлович Окладников. Интерес к культурному и историческому наследию Сибири привлек единомышленников из разных областей гуманитарного знания.
За короткое время сибиряки подготовили к изданию пятитомное фундаментальное исследование «История Сибири», которое высоко оценили ленинградские и московские ученые. Варлен Львович защитил докторскую диссертацию, создал единственную на востоке страны региональную культурологическую школу, был научным руководителем у многих аспирантов. До 2013 года преподавал в Новосибирском государственном университете.
На двадцать лет старше победы
90-летний юбилей ученый-историк отпраздновал в год, проходящий под знаком 70-летия Великой Победы. И все же больше Варлен Львович говорит не о событиях прошлого, а о том, что происходит в мире сегодня.
– После Нюрнбергского процесса казалось, что человечество навсегда забудет о коричневой чуме, что фашизм больше никогда не поднимет голову. Разрушения и человеческие жертвы были настолько велики, что не хотелось верить в реальность происходящего. Срабатывал механизм отрицания – настолько ужасными были преступления против человечества и отдельных наций. Мне как историку понятно, что времени прошло с той войны лишь мгновенье, и тем страшнее происходящее сейчас. Как участнику войны мне больше всего хочется, чтобы фашизм стал уже пройденной вехой истории. Война – это страшно, нельзя забывать об этом.
Администрация Советского района, редакция газеты «Навигатор» и районное отделение общественной организации «Блокадник» поздравляют Варлена Львовича с днем рождения, желают ему творческих успехов и долгих лет здравствования!
Юлия ВЕРХУША
Фото из личного архива семьи Соскиных
Комментарии