Тактика и стратегия игр в песочнице
Тактика и стратегия игр в песочнице
Мой сын не дает сдачи когда его обижают, характер у него спокойный, да и мы учили решать проблемы без кулаков. Я всегда защищала его на улице, поскольку читала, что до трех лет мама должна показывать ребенку, что он всегда под ее защитой. Но ему скоро четыре, а когда в саду обижают мальчишки, он ищет защиты у воспитательницы. Сын искренне не понимает, зачем другие толкаются, песок на голову сыплют. Когда мы обсуждаем происходящее, я не всегда знаю, что сказать. Как научить сына постоять за себя?
Действительно, пока ребенок не может постоять за себя, функция защиты лежит на взрослом. Замечательно, что вы говорите о конфликтных ситуациях с мальчиком. Во-первых, это помогает ребенку дистанцироваться от неприятных воспоминаний: многократное обсуждение произошедшего снижает эмоциональную окраску события, как бы «затирает» ее. Во-вторых, это укрепляет контакт с ребенком, формирует доверительные отношения. В-третьих, развивает его представления о мире, в том числе и о конфликтах.
Ответы на вопросы ребенка, зачем совершается то или иное действие – важный момент, формирующий банк представлений о мотивах других людей. Чем более обширным будет этот банк, тем более вариативными могут стать реакции малыша и, соответственно, его собственное поведение. Ведь мотивы детского обсыпания песком могут быть разными, и с большой долей вероятности цель – довести до слез. Расплакаться – значит оправдать ожидания обидчика. Если ребенок объяснит хулигану, что понимает его мотивы, то это может его остановить.
Кидающегося песком можно спросить, хочет ли он, чтобы его тоже обсыпали. Это может остановить разбаловавшегося малыша, потому что пятилетний ребенок не всегда предвидит такой поворот событий. Проанализировав ситуацию, он может отказаться от дальнейших действий. Момент обдумывания ваш сын может использовать, чтобы переместиться под защиту воспитателя, особенно если песок сыпет ребенок, склонный общаться деструктивно.
Если малыш, кидающийся песком, изначально не планировал довести ситуацию до ссоры, возможно, события будут развиваться по игровому сценарию. Тогда встречный вопрос о желании обсыпать песком предполагает, что действие не воспринимается как обидное, скорее как приглашение к веселой игре. Оставим пока за скобками безопасность игры: главное, обидчику дается шанс проявить себя с лучшей стороны: «я думаю, ты приглашаешь меня играть, а не хочешь обидеть». Сказать, я хочу тебя обидеть – продемонстрировать себя с худшей стороны; ответить на приглашение – с лучшей. Конечно, пятилетние дети не предаются этим размышлениям в песочнице, но интуитивная реакция происходит именно в таком ключе.
С ребенком можно обсуждать подобные вещи прямо, можно делать это в игровой форме, привлекая и фантастические варианты мотивов. Например, можно организовать игру «Что может значить действие?». Мальчишки обсыпались песком, что они хотели этим сказать? Хотели поссориться? Хотели поиграть в обсыпание песком и так приглашали в игру? Хотели посмотреть, как сеется песок, рядом оказались случайно? Быть может, играли между собой, а песок был частью другой игры? Или они увлеклись, не могли остановиться и ждали, что их остановит воспитатель?
Обсуждая происходящее с ребенком, можно анализировать различные модели поведения, его собственные, одногруппников, общих знакомых. В ходе беседы будут рождаться новые и новые способы возможного реагирования в различных ситуациях, количество поведенческих моделей будет расти.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии