Свидетель великих событий
Свидетель великих событий
Небольшой городок Гусь-Хрустальный прославился благодаря живущим в нем мастерам-стеклодувам. 90 лет назад, 28 октября 1924 года, там родилась Лидия Васильевна ЕРЫЧЕВА – замечательная женщина, наша землячка, участница Великой Отечественной войны.
Ее родители жили небогато, но в любви и согласии. У них родились девять дочерей и сыновей. В больших семьях дети рано становились самостоятельными, трудолюбивыми, заботливыми.
До начала войны девушка уже окончила школу и работала, осваивала премудрости ответственного по тем временам почтового дела. В июне 1942-го ее призвали в Красную Армию. Кратковременные курсы в городе Иваново, звание младшего лейтенанта, военная присяга, офицерская форма, шинель до пят, брюки галифе, сапоги 46-го размера, портянки, пистолет под расписку, шапка-ушанка, пилотка, НЗ. Спасибо маме, прислала валенки-катанки, рукавички и носки. Командир разрешил вместо галифе юбку носить и форменную тужурку.
А дальше – под Сталинград, в штаб 5-й ударной армии Южного (после 1943-го переименован в Украинский) и Белорусского фронтов. И работа до седьмого пота все три года до Победы – ответственная, оперативная, напряженная, под бомбежкой, артобстрелом, в любое время года и суток, в любую погоду. «Пусть хлещет дождь, окопы заливая. На всей земле сухого места нет. Когда приходит почта полевая, солдат теплом домашним обогрет», – пелось во фронтовой песенке.
Доставка почты на фронт и обратно в тыл сравнивалась с доставкой снарядов к орудиям в боевой обстановке. Не зря полевая почта была при штабах фронтов. Огромные брезентовые мешки сбрасывали с самолета или поезда, привозили видавшей виды штабной полуторкой. Почту следовало незамедлительно зарегистрировать, безошибочно рассортировать (посылки, переводы, извещения, «душевные треугольники» – письма, открытки, газеты) по воинским частям, зная, где они, кто политрук, командир, с кем доставлять. А вокруг война, стреляют и по-человечески страшно. Был случай: в штаб сообщили, что почта не дошла. Молоденький солдат-курьер испугался ползти (ночь, грязь, стрельба), зарыл почту в землю. Сознался. Едва не отправили в штрафбат, но пожалели. Не однажды приходилось Лидии мчаться в ночную непогоду на попутке или трофейном мотоцикле, чтобы отыскать адресата – ведь были обязательные, подконтрольные сроки доставки. Иногда письмо уходило за раненым бойцом в госпиталь и вместе с ним возвращалось в часть.
– В 1945-м мы вошли в Германию, в город, где были склады, – вспоминает Лидия Васильевна. – Командование впервые разрешило принимать солдатские посылки. Там у нас была большая работа. Бойцы оставляли посылки с адресом и уходили в бой, а нам приходилось шить мешки, упаковывать их и отправлять в тыл. В разгар работы мне сообщили, что в нашем направлении движется отряд эсэссовок, о которых шла зловещая слава: они, извращенно издеваясь, зверски убивали советских врачей и тяжелораненых солдат, оставленных в санбатах. Мы, трое рядовых и офицер, заняли круговую оборону, имея в наличии одну винтовку и мой пистолет. По счастью, в штабе армии помнили о нас. Отряд был окружен, пленен и передан органам правосудия. Меня наградили орденом Красной Звезды.
– 30 апреля 1945 года Берлин утопал в дыму, пыли и гуле от рвущихся снарядов, – продолжает воспоминания фронтовичка. – Штаб 5-й ударной армии разместился в предместье Берлина Карлсхорст, до нас здесь размещалось немецкое военное инженерное училище. Поражало дикое несоответствие: в природе весна, зелень, солнце, а рядом жестокая война и гибнут тысячи наших солдат, не дожив до Победы несколько дней.
8 мая 1945-го за обедом в столовой – роскошном дворцовом зале раздалась команда: «Внимание! Обеда не будет, получить сухой паек. Подготовить помещение. Офицерам отделений (мне в их числе) оставаться на местах. Ожидаем высшее командование». Через час зал был украшен государственными флагами Советского Союза, США, Великобритании, Франции, на длинном широком столе – микрофоны. Вечером в точно назначенный час прибыла и проследовала в зал советская делегация во главе с заместителем Верховного Главнокомандующего маршалом Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым. Следом – делегации союзников: США, Англии, Франции. Последней шла делегация Германского верховного командования с вальяжно, гордо шагавшим фельдмаршалом Кейтелем. Несмотря на энергично оттеснявших нас журналистов, охраны, мы через широко открытые окна отлично видели и слышали всё происходящее в освещенном зале. Врезалось в память, когда после слов Кейтеля: «Доблестные войска Германии прекратили сопротивление, добровольно сдали оружие и готовы на перемирие», раздался резкий удар ладонью по столу и гневный окрик ведущего встречу Жукова: «Никакой «добровольной сдачи и перемирия»! Абсолютная победа Красной Армии и союзников! Полный разгром и безоговорочная капитуляция вооруженных сил фашистской Германии! Только так, как записано в Протоколе!» Мы громко закричали: «Ура!!!»
– Лишь много лет спустя, – подытоживает Лидия Васильевна, – я с гордостью осознала, свидетелями какой исторически важной встречи нам с моим мужем майором Борисом Андреевичем Ерычевым и товарищами посчастливилось быть. С мужем мы вместе служили с 1942 года, поженились в 1944-м. Через год родила в русском госпитале сына, в 1947-м – дочь. Мы счастливо прожили вместе 69 лет. После демобилизации Бориса приехали к его родным в Сибирь, где я работала в Кузбассэнерго. После смерти мужа переехала к дочери в Академгородок. Здесь нашла интересных единомышленниц, включилась в работу клуба участниц Великой Отечественной войны. До сих пор получаю поздравления и подарки не только от президента Путина, но и от губернатора Тулеева.
На вопрос о секретах счастливого долгожительства наша героиня ответила так:
– Они просты: надо любить свою Родину, тогда всегда будешь в гуще самых важных событий; любить жизнь во всех ее проявлениях; бескорыстно любить друзей, заботится о ближних – они тебе ответят тем же; беречь себя – обязательно делать гимнастику, совершать ежедневные длительные прогулки, а если прихворнешь, принимать лекарства, не пищать, чтобы не вызывать жалость; чаще общаться с друзьями и молодежью. В добрый путь, дорогие!
Нинель МАЛИНОВСКАЯ
Комментарии