«Судьба плюс хорошие люди»
«Судьба плюс хорошие люди»
Сергей Александрович КОМИССАРОВ – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор кафедры востоковедения гуманитарного факультета НГУ. Рядом с ним ощущаешь, что соприкасаешься с эпохой, где в чести образование, интеллект и совсем иные, отличные от сегодняшних ценности. Этот человек сквозь десятилетия пронес в своем сердце огонь стремления к истине, а в душе – преданность профессии и альма-матер.
– Расскажите, пожалуйста, как стали ученым, востоковедом?
– Да как-то случайно получилось. Установка была стать горным инженером, как отец, и для этого поехать в Московский горный институт. Мне и моим товарищам очень повезло со школой и учителями. В школе №11 Новокузнецка у нас преподавал математику педагог Хомяков, а физику – Булавин. Я всегда был по складу гуманитарием, попал в маткласс за компанию с друзьями-товарищами. Но эти два великих учителя преподавали так, что любого балбеса доводили до весьма приличной стадии владения математикой и физикой, поэтому для их выпускников вопрос поступления в институт не стоял вообще. Все знали, что с гарантией поступят в любой технический вуз. А я все же решил попробовать поступить на гуманитарный факультет НГУ. История и литература нравились с детства, а НГУ был одним из четырех вузов СССР, где экзамены проводились на месяц раньше. Во время подготовки с ребятами, поступавшими на физический факультет, задачи по физике решал – мне еще было интересно. И поступил, честно говоря, не очень на это рассчитывая, – ведь специально не готовился. Так что это случай. А еще повлияла слава Академгородка. Определило выбор будущей специальности и то, что именно тогда организовали группу с углубленным изучением китайского языка. Тогдашний декан, организатор новшества профессор Молетотов (замечательный человек!), обращаясь к абитуриентам, просил желающих заниматься в китайской группе сразу об этом сообщить – будет целенаправленный отбор. Сказать, что отношения с Китаем были тогда плохими, не сказать ничего. Многие побаивались, но для меня было сразу понятно – это мое! Вот так совпало: не планировал, не думал и поступил. Наверное, это судьба плюс хорошие люди. Потому что судьбу определяют хорошие люди.
– 40 лет Ваша жизнь связана с НГУ. Как за эти годы изменилось студенчество?
– Впечатление, что средний уровень еще более «усреднился» – снизились критерии этого пресловутого «среднего» уровня. Те, кто хочет получать знания, усердно учатся, как и 30 лет назад. Однако общая культура заметно снизилась. Кто сказал, что хороший человек, специалист обязательно должен читать Чехова или Толстого? В моем понимании – обязательно! Но какие-то коррективы вносить в эти требования придется. Бывают вещи одиозные. Фраза «Волга впадает в Каспийское море» – истина, которую толку нет фиксировать – это все знают. Оказывается – не все! И с Митрофанушкой уже не сравнишь, поскольку не понимают, о ком речь. Хорошая девушка, которая неплохо занимается китайским языком, во время экзамена уличена в том, что не читала «Хаджи-Мурата» (экзамен по истории стран Азии, так что появление этого персонажа было оправдано). Студентка испуганно сказала, что обязательно прочтет, если ей запишу название, я в сердцах воскликнул: «Может, вам еще и автора написать?!» Она сказала: «Да, пожалуйста, и автора тоже». Подобных случаев каждый преподаватель расскажет десятки. С другой стороны, у современных студентов большая мобильность, меньший конформизм, вполне основательный практицизм: смотришь на своих выпускников, которые в свои 25 занимаются серьезным бизнесом, у них получается, и дай Бог. Сейчас есть реальная возможность сопоставить уровень подготовки в НГУ и других вузах. Хуже или лучше мы учим, чем в Кембридже? Наверное, немножко похуже все-таки. Но раньше проверить это было сложно. Сейчас многие наши выпускники поступают на второе обучение в магистратуры и аспирантуры серьезных западных вузов и успешно их оканчивают. Две наши девочки учатся в Университете Лунда, одна окончила Ноттингемский университет, другая – Лейденский (соответственно, 71-е, 72-е и 75-е места в рейтинге лучших университетов мира по версии QS) и без какого-то большого напряжения. Не говорю о том, что многие проходят стажировки в Японии, Корее и Китае и могут себя проверить не только по языку, но и по специальности. Их образование вполне соответствует международным стандартам.
– В каких направлениях работаете?
– Меня больше всего интересует археология Китая, древняя история, ей занимаюсь уже несколько десятилетий. Начинали изучение заочно, по публикациям. Последнее время есть возможность бывать в этой стране, посещать музеи, общаться с коллегами-археологами, которые показывают многое из неопубликованного, свежие находки. Очень важно подержать в руках, самому ознакомиться с памятниками. Хорошие контакты с археологами Пекина, Синьцзяна и Сианя, в том числе – два договора о сотрудничестве нашего института с институтом археологии АОН КНР и Северо-Западным университетом. В будущем это может вылиться в совместные полевые исследования в Китае. Помимо этого, преподавание: с самого начала научной работы меня пригласили в НГУ. Работа тяжелая, не всегда благодарная. Но нужно готовить достойные кадры, помощников, смену. Прихожу в институт и с каждым годом вижу больше своих студентов. Они защищают диссертации, в том числе докторские. Успешные, хорошие работы пишут! Третье направление, которым приходится заниматься, – популяризация. В НГУ создан центр китайского языка и культуры, его силами проводятся языковые занятия, культурные мероприятия, поездки в Китай на стажировки, что занимает много времени и сил, но необходимо. Мне повезло: я соприкоснулся с такой громадиной, как китайская история и культура, и должен помочь своим соотечественникам больше узнать о них. Увлекательно, интересно и спрос есть, он растет вместе с ролью Китая в мире. Люди, изучающие китайский язык, понимают, что большинству он не пригодится в профессиональном отношении. Это – для себя, чтобы, приехав в Китай, объясниться с местным населением, узнать то, что не уловить через переводчиков или посредников – только напрямую. Спросить, узнать, обсудить без знания языка невозможно. Учат люди язык неплохо. Постоянно проходят конкурсы с участием наших слушателей и студентов, где они всегда занимают призовые места. Это не самоцель, а показатель – знания получают не зря.
– По восточному календарю наступил год Змеи. Что ожидать в 2013-м?
– Всегда накануне китайского Нового года традиционно готовлю небольшой гороскоп. Китайские гороскопы значительно отличаются от других, потому что за ними – тысячелетняя мудрость народа. Готовлю, конечно, по стандартным образцам, не очень вникая, как они получены: это отдельная наука и очень непростая. В целом можно сказать, что год должен быть неплохим, поскольку в 2013-м змея сочетается со стихией воды. Почему мы и говорим: водяная или черная змея. Это хорошее для нее сочетание. Противоречий будет не так много. Со стихией металла или огня было бы гораздо проблематичней.
Егор ПЛИТЧЕНКО
Комментарии