Стройотряд – школа жизни
Стройотряд – школа жизни
В Бердске 16-17 мая прошёл слёт студенческих отрядов региона, посвящённый открытию трудового семестра. Ребята участвовали в конкурсах и спортивных состязаниях, им вручили официальные направления на работу. Как говорят студенты, они готовы трудиться на совесть. Но все испытания у этих бойцов ещё впереди. А вот о том, как работали комсомольцы-добровольцы 1960-х годов, «Навигатору» рассказал один из первопроходцев стройотрядовского движения – бывший член комитета комсомола НГУ, ныне директор Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН, депутат горсовета Николай ЛЯХОВ.
Вперёд, на Север!
Первые стройотряды в Новосибирском университете были организованы в 1964 году. Во время летних каникул 370 студентов участвовали в строительстве производственных, бытовых и жилых объектов Новосибирской области, Казахстана, Севера Сибири. Николай Ляхов записался в отряд в 1965-м, сразу после окончания первого курса физфака НГУ.
– От желающих стать стройотрядовцем отбоя не было: нам, 18-летним, хотелось не только заработать (что в моём случае было совсем не лишним, материальной помощи я не ждал ниоткуда), но и на мир посмотреть, приобрести новых друзей, – вспоминает Николай Захарович.
Отбирали бойцов и распределяли их на объекты комитеты комсомола разных уровней. Николай без проблем выдержал экзамен на профпригодность. Вырос он в деревне в многодетной семье, с детства привык трудиться, в старших классах получил специальность «тракторист-машинист».
«Боевое крещение» студент Ляхов прошёл в первом заполярном стройотряде НГУ. Задача перед комсомольцами была поставлена серьёзная: построить малоэтажный жилой квартал в посёлке Салемал. В район Обской губы ребята добирались с пересадками – на пароходе из Омска до Салехарда и затем уже на местном теплоходе к месту назначения. В конце июня по реке ещё плыли льдины, и матросы, очищая фарватер, отодвигали их палками.
Дома для коренного населения, в основном ненцев, строили на крутом обском взгорье. Мужская часть отряда (а это около человек) сразу же вооружилась молотками и топорами, а девчата обеспечивали тыл: готовили еду. О дровах для растопки парни, конечно, позаботились.
Николаю Ляхову поручили на стареньком ДТ-55 (болотный вариант) перетаскивать на стройплощадку брёвна с пристани. Несмотря на широкие гусеницы, трудяга-трактор время от времени проваливался в землю, его приходилось оттуда вытаскивать общими усилиями.
За два месяца короткого северного лета бойцам удалось, невзирая на злющих мошек и комаров, построить шесть двухэтажных домиков из бруса, правда, без коммуникаций (их для северян тогда не предусматривалось – все удобства во дворе). В конце августа, когда пошёл снег, все дома были уже под крышами.
Ямал и Колыма
На следующий год бойцы стройотряда НГУ снова приехали на Обскую губу, в Новый порт. Задание было аналогичным: построить дома из бруса, но уже на сваях (они вмораживались в вырытые ямы). Этим летом Николай приобрел навыки работы с бензопилой и топором, прошёл хорошую плотницкую школу, что пригодилось потом в жизни.
– Работали не покладая рук, потому и аппетит был зверский, – вспоминает Николай Захарович. – Проблем с продуктами не было: крупу, картошку, сахар привозили с собой, а рыбу и даже оленину за копейки покупали у местного населения. Были среди нас и любители порыбачить самостоятельно: ловили нельму, осетров, муксуна.
На третий год стройотряд НГУ резко поменял географию объектов: студентов направили в устье реки Колымы, на строительство нефтебазы Петушки, которая должна была обеспечить горючим строителей Билибинской АЭС. Стройотрядовцам поручили возвести бетонные фундаменты под установку баков (на Чукотку их доставляли по морю).
– Встретили нас хорошо, – рассказывает депутат, – показали все колымские достопримечательности, а также процесс золотодобычи путём промывки кварцевого песка. Работали мы бойко, дисциплина была железной – об этом позаботились наш командир Виктор Ковеня и бригадиры Борис Лукьянов и Геннадий Швецов. Я тоже пошёл «на повышение»: заведовал бетонно-растворным узлом. Правда, при этом не меньше других орудовал лопатой.
Летом 68-го студент пятого курса Ляхов снова оказался на Колыме. Сначала отряд бросили на прорывной участок: посёлок горняков остро нуждался в жилье, и комсомольцы строили кирпичные дома. Будущий академик лихо управлялся с устройством рулонной кровли, освоил укладку керамической плитки.
А потом бойцов направили на строительство атомной электростанции. Студенты готовили котлован – очищали его от породы после взрывных работ. Бывало, что с носилками, нагруженными камнями, стройотрядовцы не расставались по 12 часов. Домой вернулись с мозолями, но с неплохими заработками и славой первостроителей АЭС.
Трудностей в молодости не бывает
– А как проводили свободное время, как отдыхали? – спрашиваю у Николая Захаровича.
– Клуба у нас не было, в единственный выходной ходили в баню. Трудностей в молодости не бывает: немного отдохнёшь – и снова как огурчик! – улыбается академик.
Серьёзных ЧП Николай Захарович не помнит, технику безопасности бойцы старались соблюдать. Но был случай, когда один из парней разрубил сапог топором и немного повредил ногу. Первую помощь обычно оказывали студенты старших курсов мединститутов.
В колымском стройотряде было немало девушек. В основном они занимались отделочными работами. И, конечно, молодые люди дружили, влюблялись. А, вернувшись из стройотряда, бывало, и свадьбы играли.
Как считает академик Ляхов, стройотряды – это важный шаг: они помогают молодым определиться с жизненными целями. Не зря ведь говорят: каждый мужчина должен дом построить и дерево посадить.
– Приятно сознавать, что где-то стоят дома, построенные моими руками, – говорит ветеран стройотрядовского движения. – Это воспоминания на всю жизнь! А какое единение со страной мы чувствовали тогда! Об одном только жалею: что всё это в прошлом.
Пётр ИВАНОВ
Фото из архива Н. Ляхова
Комментарии