• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 06:29 воскресенье, 24 марта
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    24.03.2019
    USD: 63.77
    EUR: 72.59
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «Шумит, не умолкая, память-дождь...»

    «Шумит, не умолкая, память-дождь...»

    «Шумит, не умолкая, память-дождь...»

    Какие бы события мы ни отмечали, они всегда связаны с судьбами людей. Почувствовать биение пульса, оценить по достоинству, не забыть – такую задачу преследует клуб «Горизонты» ДУ СО РАН.

    Подготовка к этому занятию началась летом прошлого года...

    На Вокзальной магистрали находится проектный институт «Сибгипротранс». Недалеко от входа – мемориальная доска  в память о сотрудниках, погибших в начале зимы 1942 года на реке Казыр в горах Восточного Саяна при обследовании части тайги в поисках кратчайшего варианта железнодорожного пути, всем известного под названием БАМ. В ноябре 2017-го исполнилось 75 лет со дня гибели этих людей.

    Есть в Октябрьском районе огромный жилой массив, через который проходит улица Кошурникова; немного поменьше, но тоже большая улица Стофато и совсем маленькая носит имя Журавлёва. Опрос жителей показал, что о происхождении этих названий у людей весьма смутное представление...

    По просьбе работников библиотеки имени Лаврова, что на улице Стофато, , мы встретились с семиклассниками одной из близлежащих школ. За «техническую» часть нашего рассказа отвечал ученик 8 класса Степан Шихов, внук одного из членов нашего клуба. Встреча началась с вопроса: «Кто знает происхождение названий улиц, где вы живёте?» Ни одной руки не поднялось. Но теперь-то мы уверены, что замечательные дети расскажут своим родителям и сверстникам, какая судьба стоит за каждым из этих имён: Александр Михайлович Кошурников, Алексей Деомидович Журавлёв, Константин Аристодович Стофато...

    Осень 1942-го. В разрушенном Сталинграде готовится контрнаступление: «Ни шагу назад!», «Всё для фронта, всё для победы!» Это значит, что здесь, в тылу, всё по минимуму, в том числе и комплектование изыскательских партий. Но задача поставлена до войны, и был приказ изыскания продолжать. Способов изучения местности в непроходимой тайге два: рубить просеки или плыть на плотах. Они прошли по одним расчётам 180 км, по другим – 130 и погибли в ноябре 1942 года, не дойдя до жилья 52 км. Их искали около года и случайно нашли тело Кошурникова недалеко от деревни Нижняя Тридцатка 4 октября 1943 года. Стофато и Журавлёва так и не обнаружили.

    При Кошурникове оказалась брезентовая сумка, которую он сам сшил перед походом. В ней были документы, часы и дневник. Сейчас подлинник находится в государственном Музее революции в Москве. Вот этот дневник и стал первым детским потрясением маленькой девочки, когда мама (сотрудник отдела изысканий) принесла его домой переписывать для печати. Последнюю страницу невозможно забыть... А весь дневник с годами потрясал всё больше и больше. Детский восторг и жалость сменились преклонением перед чувством ответственности и верностью профессиональному долгу.

    Начальник экспедиции А. Кошурников вёл дневник до последних часов своей жизни. Он писал его по ночам у костра, а потом замерзая один на снегу. Схемы, чертежи, расчёты, описания горных пород, местности – и в любых условиях восторг перед красотой природы, забота о товарищах и воля к жизни.

    В «Сибгипротрансе» есть народный музей имени А.М. Кошурникова. Это хранитель памяти о первопроходцах и лучших традициях сибирских изыскателей. Основан 12 декабря 1963 года.

    Я бережно собирала документы о геологах-изыскателях, отдавших свою жизнь, изучая лучший путь для строительства железной дороги на восток, необходимой для экономики страны в трудное военное время. У меня хранятся подлинные документы того времени...

    Такую документальную повесть мы услышали пока только о трёх улицах Новосибирска. Многих членов клуба заинтересовала эта тема. Её обязательно будем продолжать и дальше.

    О. Мальберт

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    Судьба связала с островом Свободы
    189 0
    "Навигатор" № 4 (1175) от 01.02.19
    Человек и общество / Живая история
    Сквозь всю войну
    203 0
    "Навигатор" № 1 (1172) от 11.01.19
    Человек и общество / Живая история
    Судьбы простое полотно
    254 0
    "Навигатор" № 45 (1165) от 16.11.18
    Человек и общество / Живая история
    Коротко о Дне России
    367 0
    "Навигатор" № 22 (1142) от 08.06.18
    Человек и общество / Живая история
    Жизнь в спорте
    457 0
    "Навигатор" № 21 (1141) от 01.06.18
    Человек и общество / Живая история
    Её правда о войне
    530 0
    "Навигатор" № 18 (1138) от 11.05.18

    Популярное