«Шумит, не умолкая, память-дождь...»
«Шумит, не умолкая, память-дождь...»
Какие бы события мы ни отмечали, они всегда связаны с судьбами людей. Почувствовать биение пульса, оценить по достоинству, не забыть – такую задачу преследует клуб «Горизонты» ДУ СО РАН.
Подготовка к этому занятию началась летом прошлого года...
На Вокзальной находится проектный институт «Сибгипротранс». Недалеко от входа – мемориальная доска в память о сотрудниках, погибших в начале зимы 1942 года на реке Казыр в горах Восточного Саяна при обследовании части тайги в поисках кратчайшего варианта железнодорожного пути, всем известного под названием БАМ. В ноябре 2017-го исполнилось 75 лет со дня гибели этих людей.
Есть в Октябрьском районе огромный жилой массив, через который проходит улица ; немного поменьше, но тоже большая улица и совсем маленькая носит имя . Опрос жителей показал, что о происхождении этих названий у людей весьма смутное представление...
По просьбе работников библиотеки имени Лаврова, что на улице Стофато, , мы встретились с семиклассниками одной из близлежащих школ. За «техническую» часть нашего рассказа отвечал ученик 8 класса Степан Шихов, внук одного из членов нашего клуба. Встреча началась с вопроса: «Кто знает происхождение названий улиц, где вы живёте?» Ни одной руки не поднялось. Но теперь-то мы уверены, что замечательные дети расскажут своим родителям и сверстникам, какая судьба стоит за каждым из этих имён: Александр Михайлович Кошурников, Алексей Деомидович Журавлёв, Константин Аристодович Стофато...
Осень 1942-го. В разрушенном Сталинграде готовится контрнаступление: «Ни шагу назад!», «Всё для фронта, всё для победы!» Это значит, что здесь, в тылу, всё по минимуму, в том числе и комплектование изыскательских партий. Но задача поставлена до войны, и был приказ изыскания продолжать. Способов изучения местности в непроходимой тайге два: рубить просеки или плыть на плотах. Они прошли по одним расчётам 180 км, по другим – 130 и погибли в ноябре 1942 года, не дойдя до жилья 52 км. Их искали около года и случайно нашли тело Кошурникова недалеко от деревни Нижняя Тридцатка 4 октября 1943 года. Стофато и Журавлёва так и не обнаружили.
При Кошурникове оказалась брезентовая сумка, которую он сам сшил перед походом. В ней были документы, часы и дневник. Сейчас подлинник находится в государственном Музее революции в Москве. Вот этот дневник и стал первым детским потрясением маленькой девочки, когда мама (сотрудник отдела изысканий) принесла его домой переписывать для печати. Последнюю страницу невозможно забыть... А весь дневник с годами потрясал всё больше и больше. Детский восторг и жалость сменились преклонением перед чувством ответственности и верностью профессиональному долгу.
Начальник экспедиции А. Кошурников вёл дневник до последних часов своей жизни. Он писал его по ночам у костра, а потом замерзая один на снегу. Схемы, чертежи, расчёты, описания горных пород, местности – и в любых условиях восторг перед красотой природы, забота о товарищах и воля к жизни.
В «Сибгипротрансе» есть народный музей имени А.М. Кошурникова. Это хранитель памяти о первопроходцах и лучших традициях сибирских изыскателей. Основан 12 декабря 1963 года.
Я бережно собирала документы о геологах-изыскателях, отдавших свою жизнь, изучая лучший путь для строительства железной дороги на восток, необходимой для экономики страны в трудное военное время. У меня хранятся подлинные документы того времени...
Такую документальную повесть мы услышали пока только о трёх улицах Новосибирска. Многих членов клуба заинтересовала эта тема. Её обязательно будем продолжать и дальше.
О. Мальберт
Комментарии