Шумит, жужжит и воет
Шумит, жужжит и воет
Сыну скоро два с половиной года. Несколько недель назад он начал бояться звуков блендера и пылесоса. Можно ли что-то сделать, чтобы снять этот страх? Или ребёнок ещё маленький, и надо просто избегать шумных предметов? Кстати, я сама в детстве боялась пылесоса.
Важно понять, внезапно ли произошло это изменение. Возможно, оно было частью какой-то травмирующей ребёнка ситуации. Например, если под внезапный звук только что включившегося пылесоса на малыша упала книга с полки.
Иногда необычная реакция на звуки определённой частоты может быть связана с особенностями слухового восприятия. Чтобы это выяснить, необходима консультация ЛОРа. Понаблюдайте за ребёнком и выделите ключевые особенности пугающих его звуков: громкость, определённая частота или внезапность.
Если первые два фактора не имеют к вашей ситуации никакого отношения, будем считать, что сбой произошёл при знакомстве с «шумными» предметами. И это нужно исправить.
Выберите шумящий предмет, наименее пугающий ребёнка (фен, миксер, кофемолка, кухонный комбайн). Важно, чтобы устройство было более или менее безопасно для малыша, чтобы затем, на дальнейших этапах установления дружественных отношений, была возможность прикоснуться к нему, взять в руки, самостоятельно включить/выключить под присмотром мамы или другого взрослого, рядом с которым ребёнок чувствует себя безопасно.
Найдите картинки с изображением этого бытового прибора. Очень хорошо, если такая будет в детской книжке (например, из серии «Первые слова» издательства «Росмен»). Внимательно рассмотрите рисунок, обсудите предмет в таком «безопасном исполнении». Послушайте, что ребёнок скажет об этом. Если развитие речи пока ещё не позволяет ему стройно излагать свои мысли, можно внимательно присмотреться к реакции малыша на сам предмет или на ваши эмпатические догадки об отношении сына к выбранной вещи.
Если ребёнок на предыдущем этапе начнёт проводить аналогии между картинкой и тем, что есть в доме, поддержите его интерес, сходите вместе на кухню, внимательно рассмотрите технику уже «вживую». Если предмет и на картинке будет интенсивно пугать малыша, стоит отложить знакомство на час-другой или даже на следующий день. Возможно, неверно выбран предмет для знакомства. Тогда завтра стоит попробовать с другим «шумным» предметом.
Показывая на него, расскажите, для чего он нужен, почему шумит, какую пользу приносит. Если есть возможность, посмотрите устройство в работе – не просто включите/выключите, но используйте по назначению. Непосредственная близость включённого шумящего прибора ребёнка пугает? Тогда дайте посмотреть малышу видеоролик, где демонстрируется работа бытовой техники. Экран монитора может создавать у него ощущение безопасности большее, чем небольшая дистанция при непосредственной близости.
Предложите ребёнку самому включить прибор, не настаивайте, если он этого не захочет. Попытку ненавязчиво повторите через пару дней.
Везде, где вы вместе с сыном будете сталкиваться с шумящими механизмами, постарайтесь комментировать происходящее, давайте пояснения. Если малыш захочет внимательнее присмотреться к технике, важно удовлетворить его любопытство. Оно сигнализирует о том, что ребёнок уже не так боится «громкого» предмета, стремится к его познанию. Чем больше мальчик будет знать о когда-то пугавшем его устройстве, тем меньше будет страхов.
Таким образом, боязнь шумных механизмов может быть переплавлена в познавательный интерес.
А. Бердникова,
психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии