Самооценка ребенка
Самооценка ребенка
Моя дочь – открытый, общительный ребенок. Но в последнее время все чаще повторяются ситуации, когда дети не принимают ее в игру. Это происходит в разных компаниях (ребятишкам от 5 до 8 лет). Но и с подружками то же самое. Сегодня они прекрасно общаются, а на следующий день отворачиваются от моей девочки. Меня это цепляет. Очень обидно за дочку. Мне даже кажется, что по поводу этих стычек я переживаю больше, чем она. Ее же реакция – печальный, расстроенный вид, сидит недалеко от компании, пытаясь привлечь к себе внимание и вызвать жалость – ведет к обратному эффекту. Понимаю, что насильно мил не будешь, да и не хочется быть милой с тем, кто тебя отверг. И как я могу помочь своему ребенку выйти достойно из этой ситуации? Мне кажется, что у нее что-то с самооценкой, колеблется от завышенной до заниженной.
Для начала Вам необходимо успокоиться и вспомнить, что дружба в дошкольном возрасте – ситуативная. Ребенок может поиграть с кем-то полчаса в парке и несколько дней считать, что это был его лучший друг. Возможно, дочь реагирует не так остро, как Вы, по двум причинам. Во-первых, происходящее не ранит ее настолько сильно, как может показаться со стороны. Ребенок знает, что завтра все изменится, и подруги снова будут общаться с ней. Во-вторых, девочка может не показывать обиду, защищаясь таким образом: мне не обидно, значит, все в порядке и со мной, и с девочками.
А по поводу несформированной самооценки, вполне возможно, что Вы и правы. Самооценка ребенка формируется при активной помощи взрослых. Именно из их высказываний – хвалебных и порицающих – ребенок узнает, какой он есть. Для того, чтобы ребенок мог сам себя похвалить и поддержать, он должен получить эту похвалу от взрослых в достаточно большом количестве, а затем присвоить.
Еще один важный момент – Ваше собственное беспокойство. Оно может быть связано с тем, что Вы сравниваете Вашу девочку с другими детьми и сравнение не в ее пользу? Если это так, то хочу озвучить некоторые мысли по этому поводу (поправьте меня, если ошибусь). Можно ли сказать, что когда Вы смотрите на свою дочь, Вы понимаете, что она не такая интересная и привлекательная, как другие дети? Не такая заводная, не такая обаятельная? Она проигрывает большинству детей на площадке по многим факторам. На Ваш взгляд это объективно.
В этом случае от ненастоящей похвалы пользы не будет. Необходимо найти в поведении дочери такие конкретные моменты, за которые ее можно и нужно искренне хвалить.
Что касается прямой инструкции – как сделать, чтобы с девочкой играли другие дети, нужно обучить ее интересным играм, помочь ей их организовать, пригласить детей, поиграть с детьми самой. 5-10 раз Вашего участия будет достаточно, чтобы сделать дочь принятой в любой группе, обеспечить ей авторитет и принятие после того, как Вы перестанете организовывать игры.
А поднятие самоценности девочки необходимо для того, чтобы она ощущала себя достаточно ценным и интересным человеком, достойным быть принятой любой компанией, не только той, принятие в которую ей помогла организовать мама.
Как правило, ребенок учится на том, что видит в действиях родителей, а не на том, что слышит в их словах. Именно так, без слов, он перенимает модели родительского поведения, становится таким, как родители.
Можете ли Вы сами стать для себя таким человеком, который Вас одобряет? Чтобы было легче начать, стоит попробовать с мелочей, в которых Вы стопроцентно уверены. Например, я не особенно хорошая хозяйка, но блины у меня получаются замечательные. И за это я могу себя одобрять, не дожидаясь, пока кто-то догадается это сделать. Навыком быть внимательным к тому, кто рядом, обладают далеко не все люди. Поэтому так важно быть самим внимательными к себе.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии