Сад во время зимы
Сад во время зимы
Сад во время зимы
Знакомо ли вам это чувство неизъяснимой тоски, которое поселяется в сердце зимой – будто вместе с природой погружаешься в летаргический сон? Душа тоскует по нежной зелени весны и ярким краскам лета. Запах морозной свежести бодрит, но не сравнится с пьянящими ароматами сирени и черемухи. Как легко просыпаться летом с восходом солнца и наивно, безо всякой причины, радоваться наступившему дню! А зимний, и без того короткий денек, не знаешь как скоротать, потому что на большее просто нет сил.
Поделюсь с вами секретом, который многих спасет от этих приступов зимней меланхолии. Секрет прост – придумайте себе увлекательное занятие, чтобы оно вас поглотило целиком – и тогда зимы вам станет мало. А летом, трудясь на даче или путешествуя, в мечтах своих вы уже будете творить маленькие шедевры и торопить зиму, чтобы поскорее воплотить эти мечты в жизнь.
К каждому зимнему сезону я готовилась основательно: в зависимости от задуманного подбирала ткани, пряжу, кожу, готовила инструменты, собирала сухоцвет, бересту и т.д. Всякий раз хотелось научиться чему-то новому. Благо сейчас в продаже есть много книг, с помощью которых можно при желании обучиться любому ремеслу. Раньше такие книги были редкостью, но человек ищущий всегда находил дорогу к творчеству.
Я лепила из глины пасхальные яйца, украшала их орнаментами и дарила друзьям на Пасху. Расписывала доски на подарки подругам к 8 Марта. Делала украшения из кожи – всем сестрам по серьгам! Это было оригинально, и всех так радовали мои подарки, сделанные с душой.
Как-то мне попала в руки книга о ручном ткачестве. Захотелось попробовать. Долгими зимними вечерами я ткала гобелен и к весне закончила работу, поняв, однако, что этот труд – не мое призвание.
А в другой год увлеклась лоскутным шитьем. Одно за другим сшила из мелких лоскутков разных расцветок и форм три больших одеяла! Так увлеклась, что не могла оторваться от работы и засыпала, сидя с иголкой в руках. Стегала их ручной стежкой, как делали в старину наши бабушки.
Однажды по воле случая (или судьбы!) мне довелось взять в руки резец и небольшую дощечку из кедра. Помню, какой сладкий аромат был у той дощечки! Резец лег в руку, как влитой. Геометрическая резьба, требующая идеальной точности движений, пошла легко, но не увлекла. Попробовала пластику растительного орнамента – это показалось интересней. Захотелось вырезать скульптурку, затем – сюжетную картинку. Сюжет можно поместить в точеное блюдо, а можно – на выклеенный из дерева щит, и получится панно, отличное украшение интерьера. Резные подсвечники, тарелки, шкатулки, часы, светильники, вешалки, рамки – сколько красоты, оказалось, можно сделать своими руками из дерева! Причем что удивительно: традиционно мужское ремесло – резьба по дереву – вполне по силам женщине.
Так я нашла себя. С тех пор уже 13 лет прошло, а увлечение мое со мной, стало для меня второй профессией. Мое высшее техническое образование инженера-химика напоминает о себе только синенькой книжечкой диплома московского вуза и короткой строчкой в трудовой книжке – была когда-то сотрудником Института катализа СО РАН. Страсть к художественному творчеству открыла мне совершенно иной путь реализации.
Специально какой-то своей темы в творчестве я не искала, просто прислушивалась к сердцу и делала то, что было по душе. Так случилось, что однажды во время Великого поста (а я человек верующий) мне захотелось сделать резную икону. Вначале я испугалась этого желания, но оно меня не покидало. Тогда я решила подготовиться к работе – изучить литературу по иконографии. Оказалось, это необъятный мир, где все взаимосвязано – история, догматика, традиции... Библиотека моя разрасталась, и стали появляться первые иконы. Я обнаружила, что у резной иконы давние традиции, уходящие вглубь веков. Это сейчас в редком храме встретишь резную икону, а были времена, когда на Руси она была популярна наравне с писанной красками.
Выполнив первые три образа, я пошла в церковь испросить благословения священника, так как уже не мыслила себя без этой работы, но и понимала, что продолжать самовольно творить иконы не должна. Помню, как счастлива была в тот день, когда получила благословение о. Сергия (Федосеева).
Не забуду этот день никогда! В тот студеный день сады цвели в моей душе. Шла по улицам нашего Академгородка, улыбаясь прохожим, прижимая к сердцу иконку ангела-хранителя, а он глядел на меня своими добрыми и чуть-чуть печальными глазами...
Ирина ЗАГОРУЙКО,
член Союза иконописцев «Завет»,
член Союза художников России.
Комментарии