С сердцем в такт
С сердцем в такт
С сердцем в такт
Микроминиатюра – редкий вид искусства, представляющий собой создание под микроскопом маленьких удивительных творений. Порой настолько маленьких, что их просто нельзя разглядеть невооруженным глазом.
В России и ближнем зарубежье едва ли насчитается более десятка человек, занимающихся таким интересным делом. Все они самоучки, так как школы микроминиатюры не существует.
Вот и я творю под микроскопом маленькие симпатичные поделки. За несколько лет удалось сделать около двадцати микроминиатюр. Это, прежде всего, классика жанра: подкованная блоха, караван верблюдов в игольном ушке, надписи на срезе рисового зернышка и человеческого волоса. Есть аэродром из 20 самолетиков и вертолетика на срезе макового зернышка, шахматный столик величиной со спичечную головку, художественные композиции «Молодое вино», «Авианосцы» и др.
На выставках меня всегда спрашивают: «Как это делается? Какими инструментами вы работаете? Что нужно знать и уметь, чтобы делать такие вещи? Это сколько ж терпения нужно и сколько времени уходит на создание одной работы?» Постараюсь ответить на эти вопросы.
Делается все под микроскопом. Вручную. Без использования каких-либо манипуляторов. Инструмент держу, зажав пальцами. Если, например, взять иголочку и расположить ее в поле зрения микроскопа и максимально успокоиться, расслабиться, то иголочка начнет трепыхаться в такт сердцу. Это одна из бед и трудностей микротворчества. Причем трепыхания эти существенны, и от них никак не избавишься. Поэтому приходится приспосабливаться – особо тонкую работу выполнять между ударами сердца.
Инструменты я придумываю и изготавливаю сам. Взять, например, последнюю работу: восемь верблюдов размещены внутри конского волоса. Диаметр конского волоса 0,12 мм (что чуть больше, чем толщина лезвия). Волос просверлен вдоль своей оси, диаметр отверстия 0,08 мм. Значит, нужно сделать сверло, заточить его и просверлить волосок. Но это еще не все. Волосок надо отполировать (чтобы он был прозрачным). Причем отполировать и снаружи, и изнутри! Но и это еще не все. Разместить восемь верблюдов (я уже не говорю, что их нужно сделать высотой меньше 0,08 мм) внутри волоса, не повредив их и чтобы они находились все в одной плоскости, – очень и очень трудно. Сверло, сверление, полировка – на решение этих задач уходят годы.
Что нужно, чтобы заниматься микроминиатюрой? На мой взгляд, только огромное желание. Желание порождает терпение, усидчивость и настойчивость. Когда удивляются, сколько ж терпения нужно, я всегда говорю: «Вы представьте, сколько терпения нужно моей жене, чтобы терпеть мое хобби. Она – мой тыл. Именно благодаря ее пониманию и терпению стало возможным появление коллекции микроминиатюр».
Если говорить о времени, которое уходит на создание одной работы, то отвечу так: в зависимости от сложности – от одной недели до полугода. Это не считая подготовительной работы, которая может занимать несколько лет.
Коллекция не хранится дома. Она перемещается по музеям городов нашей страны, неизменно удивляя и радуя зрителей. Сейчас коллекция выставляется в городах Кемеровской области. Выставка моих работ в Доме ученых запланирована на май.
Самые благодарные зрители – это, конечно же, ребятишки. Их удивленные глаза и живой восторг словами выразить невозможно. И радостно от мысли, что это восторженное удивление останется у них на всю жизнь.
Хотел еще сказать, что в ноябре-декабре ушедшего года проходил первый чемпионат России по хобби. В нем приняли участие более 1000 человек с различными хобби со всей страны. Из нашего Академгородка двое участников представляли свои творения: это были резные иконы Ирины Загоруйко, которые покорили сердца многих людей, и мои микроминиатюры. В итоге мои работы заняли третье место, и я стал бронзовым призером чемпионата. Ирина завоевала не менее почетное пятое место.
Благодарим всех, кто отдал свои голоса в нашу поддержку во время проведения чемпионата.
Владимир АНИСКИН.
Комментарии
раскажите пожалуйста немного об инструменте