С миссией памяти по «Сибирской аллее Славы»
С миссией памяти по «Сибирской аллее Славы»
С миссией памяти
по «Сибирской аллее Славы»
Недавно в адрес Новосибирской школы юнг пришло удивительное письмо из села Шарап Кемеровской области: «Уважаемые преподаватели и воспитанники школы юнг! Я дочь погибшего на Мамаевом кургане солдата Николая Макаровича Баранова…
Хочу поблагодарить вас за хорошее и доброе дело, за горсть земли с братской могилы воинов-сибиряков Мамаева кургана, которую вы привезли из Волгограда после своего летнего водно-моторного перехода и передали нам во имя святой памяти о погибших. На митинге 22 июня мне и сыну погибшего фронтовика И. Вараксину было предоставлено почетное право на перезахоронение этой земли у нашего памятника воинам-односельчанам. Теперь я могу прийти к памятнику, как на могилу своего отца. Вот за это я и хочу вас поблагодарить. Уже нет мамы, ушли в мир иной мои братья. Но вместе со мной кладут цветы мои дети и внуки. Мне очень дорога эта седая память.
Н. Ламанова (с. Шарап)
Были и другие слова благодарности воспитанникам и выпускникам школы юнг, хотя проект «Сибирская аллея Славы», над которым они работали в течение двух лет, задумывался совершенно с другими целями. Оглядываясь назад, в те далекие, опаленные войной дни, невольно содрогаешься от мысли: «Какую же беду пережили наши деды и прадеды! Как смогли они выстоять и не дать врагу испоганить нашу землю, очистить Русь от фашистской нечисти».
«В Сибири не было войны, но славится Сибирь бойцами…» – это известные строки одного стихотворения. «…Лучших воинов, чем Сибиряк, бесспорно, мало в мире, поэтому рука невольно пишет эти слова с большой буквы», – это слова Р. Малиновского, маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза. От такого признания невольно одолевает чувство благодарности и гордости за своих земляков. Мы, их потомки, должны помнить об этом подвиге всегда. Вечно хранить память о героическом прошлом своего края. Как святыню, передавать ее из поколения в поколение.
Так и возникла главная идея проекта. Каждое лето плавпрактика как обязательный элемент обучения в школе юнг уводит мальчишек в дальние походы. Но поход – это еще и лучший способ познать историю своего края, возможность своими глазами увидеть, где проходило детство и юность обыкновенных, таких же, как и они, мальчишек и девчонок, которые любили свою Родину, а в лютую годину встали на ее защиту и полегли героями в жестокой схватке с врагом.
Большие и малые сибирские реки, соединяясь в единую водную артерию, пересекающую всю Сибирь, представляют собой небесного цвета аллею, по берегам которой вместо деревьев стоят памятники воинам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны. Отсюда и название проекта – «Сибирская аллея Славы».
Собираясь в поход, мы вспомнили о старинной русской традиции – в память о погибших взять горсть родной земли и привезти ее на место гибели и захоронения земляков. Конечной точкой маршрута был выбран город Волгоград. Именно там воины-сибиряки сыграли переломную и решающую роль в победе над фашистской Германией. Именно там в братской могиле захоронено свыше 11 тыс. наших земляков.
В городах и селах по маршруту перехода экипаж школы юнг встречали представители администраций и организовывали встречи с ветеранами, которые вручали нам капсулы с землей своего края. Мы, в свою очередь, передавали ветеранам письма от школьников со словами благодарности и подарки, сделанные их руками.
В пути ребята вели дневник впечатлений (интересно будет почитать потом, зимой, в кают-компании школы юнг):
«19 августа 2005 г. Мы на Мамаевом кургане. Грандиозные ощущения от «Родины-матери», от Вечного огня, от стен-руин, от голоса Левитана, от музыки «Вставай, страна огромная!», от почетного караула…»
«22 августа 2005 г. Завтра день церемонии возложения. У нас все готово, капсулы с землей, форма парадная. Немного волнуемся. Вечером репетировали действия с капсулами и процедуру коленопреклонения. Обязательно надо купить цветы… Обязательно – гвоздики, обязательно – красные. Хотя бы по одному цветку от каждого сибирского региона. Итого – десять».
«23 августа 2005 г. Гвоздики нашли с трудом, объехали несколько точек, но нашли. Вот мы у братской могилы воинов-сибиряков. Прибыли воспитанники Детского морского центра Волгограда – знаменная группа, палаши, аксельбанты. Прибыл отряд «Поиск», который занимается поиском и захоронениями останков солдат...»
Но это все воспоминания лета 2005 г. Что же было потом?
Совет ветеранов Волгограда, администрация музейного комплекса «Мамаев курган» и панорамы «Сталинградская битва» вручили школе юнг ответные капсулы с землей Мамаева кургана для передачи их в сибирские регионы. И поэтому нашей главной задачей похода летом 2006 г., без сомнения, должна была стать доставка капсул в города и села Сибири – от Новосибирска и далее на восток. Этот поход должен был состояться при любых условиях. Мы просто были обязаны доставить капсулы адресатам.
К подготовке были привлечены школьники летних площадок 121-й и 119-й школ, воспитанницы кружка рукоделия ЦЭВД «Бембикс». Их руками были изготовлены кисеты, в которые положили землю. Хочется верить, что, вышивая тканевый мешочек, дети хоть краешком своего сердца прикоснулись к большому понятию «память». Благодарим ребят и их учителей за эту работу.
25 июня, в День города, родной Новосибирск провожал экипаж школы юнг в дальний путь. Открыв парад судов на набережной речного вокзала, катер производства судостроительной компании «Томь» (г. Юрга) отправился в сложный поход. В дальнейшем выбор этой техники полностью себя оправдал. Катер действительно отвечает всем повышенным требованиям в эксплуатации: скорость и экономичность, большая вместимость и грузоподъемность, хорошая обитаемость и маневренность, малая осадка и мореходность.
Протяженность маршрута составила почти 5 тыс. км. Наш путь пролегал через города и населенные пункты вдоль магистральной и полноводной Оби, ее мелководного притока Чулыма. В верховьях Чулыма катер погрузили на машину и через Обь-Енисейский водораздел он был доставлен на реку Ия – это приток Ангары. Далее – Братское водохранилище, Ангара, Байкал и, наконец, Селенга. Конечная точка маршрута – город Улан-Удэ, столица Республики Бурятия.
Не надо забывать, что для воспитанников и выпускников школы юнг лето – это время плавпрактики. Прохождение такого маршрута предоставило будущим работникам флота возможность на практике проявить знания в области навигации, общей и специальной лоции, гидрометеорологии, а также приобрести опыт в управлении и обслуживании катера.
Много усилий уходило на поиски топлива. Хорошо, если село находилось на трассе, тогда автозаправка была недалеко. Но бывало и так: на карте помечена жилая деревня – приходим и видим… разрушенные дома, пустые глазницы окон, отсутствие дорог. И тогда путь за бензином увеличивался на десятки километров пешком.
Надо сказать, что маршрут был сложным и в навигационном плане. Верховья Чулыма, реки Ия и Селенга несудоходны – заломы, топляки, отмели постоянно угрожали скоростному катеру. Скалистые берега часто были непригодны для подхода, иногда приходилось идти просто над затопленным лесом. На Байкале потрепали шторма. Но экипаж школы показал профессионализм, образцовую флотскую выдержку, физическую и психологическую выносливость, готовность к преодолению экстремальных ситуаций.
Все же самым дорогим грузом на катере были капсулы с землей Мамаева кургана, которые мы передавали ветеранам, школьникам, представителям администраций в городах и селах Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края, Республики Бурятия. Особенно трепетно принимали эту горсть земли представители пожилого поколения, волнуясь, принимали как святыню, плача, прижимали к сердцу, обещали хранить до последних дней своих, передать детям и внукам.
Данный водно-моторный переход не имеет аналогов. Он был организован при поддержке Управления по делам молодежи Новосибирской области и мэрии, Новосибирского командного речного училища им. Дежнева, Новосибирского регионального отделения Российского морского собрания, судостроительной компании «Томь». За что всем выражаем благодарность и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Анатолий ДМИТРИЕВ,
начальник Новосибирской школы юнг
Комментарии