Рукотворный Алтай Эдуарда Левена
Рукотворный Алтай Эдуарда Левена
Рукотворный Алтай Эдуарда Левена
Коренной новосибирец, а с недавних пор житель Академгородка, Эдуард Левен, пожалуй, единственный фотохудожник в городе, которому удается фотографировать живописные виды Алтая, не превращая их в серию одинаково ярких пейзажных открыток. Ни одна работа Левена не может претендовать на документальное сходство с объектом – настолько необычен бывает выбранный ракурс и построение сюжета. Загадочные эффекты цветных фильтров придают изображению таинственный, неяркий внутренний свет, а причудливое построение кадра делает его нереальным, сказочным и, пожалуй, чересчур красивым. Работая только с черно-белой пленкой и совершенно игнорируя компьютерные достижения современной цивилизации, автор может показаться нарочито старомодным – кто сейчас отважится предпочесть услугам доступного и практически всесильного Photoshop’а кропотливую собственноручную проявку, печать и ретушь?
С появлением цифровой фотографии искусство тоже стало немного цифровым. Большинство специалистов считают программу Adobe Photoshop большим шагом вперед, настоящим прорывом в мире фото, который глупо игнорировать. На одной из недавних фотовыставок я спросила у куратора, почему на стенде вперемешку висят настоящие снимки и компьютерные изыски? Мне объяснили, что все снимки – настоящие, что такая программа – это новые творческие возможности, дополнительные руки художника, и отрывать их не имеет смысла. Эдуард, не отрывая рук, любовно разводит ими фиксаж, нежно производит маскирование, вытравливание кровяной солью – одним словом, предается будничным радостям современных алхимиков. Именно эти технологии применял знаменитый Ансел Адамс еще в 20–30-х годах ушедшего века. Да и сами произведения Левена чем-то похожи на работы его звездного предшественника. Та же игра света на черно-белой фотографии: все оттенки белого, серебристого, пепельного и бархатно-черного. Четкая текстура поверхностей: шершавый камень, острая трава, зеркальная поверхность озера, окруженного узорчатыми скалами, тяжелые объемные столбы сверкающих облаков, рисунок черных ветвей на ровном ярко-синем небе. Это не оговорка – на черно-белых фотографиях формы предметов аккуратней и строже, а небо ярче и насыщеннее, чем на цветном фото. Здесь цвет ощущается не зрительными рецепторами, а сознанием, которое по умолчанию преподносит нам вещи такими, какими мы хотим их видеть.
Впрочем, в звании «старомодный» на пестром и безвкусном кислотном фоне актуального искусства определенно есть свой шарм. Но в современном лексиконе такого слова тоже нет – его заменило модное слово «ретро» (а в одежде – винтаж), то есть еще один прогрессивный стиль. Теперь этим словом называют любое движение к корням: исконные приемы проявки и печати, незыблемые ценности и простое мирное любование природными сюжетами – дерево, вода, камни, обнаженная женщина.
Я долго размышляла, куда обратить взор благодарного читателя, если он проявит живой интерес к работам автора, и с изумлением обнаружила, что у этого ретро-человека нет сайта, нет своей электронной страницы или действующей экспозиции в одной из местных галерей. Ближайшая выставка планируется в Австрии, куда не приглашен даже сам автор. И нам с вами, разумеется, тоже гостиницу не забронировали. До наступления зимы художник предполагает выставить свои работы в Доме ученых или в галерее Chernoff, что на улице Горького, но точной уверенности нет. Жизнь Левена – медленный и по большей части внутренний творческий процесс, в реальной жизни слабо организованный внешними силами добра и зла (по договоренности). Изучив все интернет-ресурсы по запросу «Эдуард Левен», удалось выяснить, что:
«...Эдуард Левен увлекся фотографией после того, как решил поступить во ВГИК на операторский факультет. Работал в студии, снимал портреты, натюрморты, репортажи. В последнее время снимает портфолио и интерьеры для строительных и дизайнерских фирм. Черно-белая природная фотография стала любимым направлением в творчестве после знакомства с работами классиков американской фотографии. Интерес к приключениям и путешествиям привел на Алтай. Встреча с его удивительной природой стала ключом к внутреннему видению и созданию уникального визуального пространства, основанного на реальной территории горного Алтая и выявляющего его иную реальность. Он разрабатывает тему элементов природы, таких как камень, дерево, лед, вода и человеческое тело. В пейзажах совмещает ближний и дальний план. Дальний план вечен, ближний сиюминутен. Принцип ближнего плана очень важен. «Здесь и сейчас» – главное в жизни и в фотографии.
Персональные выставки (Новосибирск):
2000, сентябрь – галерея Le Vall
1999, июль – галерея Института «Открытое общество»
1997, декабрь – галерея «Калининская»
1996, февраль – галерея Внешторгбанка
1995, декабрь – выставочный зал НАРХИ
1991, январь – Дом ученых СО РАН»
Остро ощутив «сиюминутность ближнего плана», продолжим творческую биографию Э. Левена. За последние десять лет фотографии сложились в тематические серии: «АлТайна», «Цветущие камни», «Поэзия камня», «Другая планета», «Геоэротика, или Пятый элемент». Выставки последних лет: 2002 – Дом ученых, 2003 – галерея «Модерн», 2004 – галерея Connection.
– Последняя выставка была очень странной, – рассказывает Эдуард. – Один хороший знакомый предложил сделать мою персональную экспозицию в открывающейся небольшой галерее. Я не люблю названий и не отношу себя к людям, виртуозно владеющим словом. Фотографии тоже никогда не называю, только тематические серии. Когда-то давно я придумал себе забавный псевдоним – Эд Лю Вэй. В даосизме есть термин у-вэй – недеяние. Звучит очень похоже: у-вэй – Лю Вэй. А по-английски way означает путь. Соответственно Лю Вэй – любимый путь. Когда мне позвонили из галереи, у меня перед глазами лежала книжка «Хайкумена» (мир хайку). И назвали выставку «Фотохайки Эда Лю Вэя». Я не люблю бывать на своих выставках – просто не нравится светиться, а тут все случилось совершенно иначе, поскольку я не был собой. Мы нашли черно-красное кимоно и самурайский меч. В этом маскараде я расхаживал среди своих фотографий. Было очень весело и смешно. Вообще, я очень бы хотел отмежеваться от личного авторства работ – это как-то мешает ровному, спокойному существованию. Нет фотографа с именем Эдуард Левен. Это мирное гражданское лицо живет в мирном гражданском браке с любимой женщиной на чудесной зеленой улице Городка, а какой-то мой двойник, одержимый горами китайский фотограф Эд Лю Вэй, путешествует по Алтаю и делает выставки.
– Наверное, теперь уже поздно это делать? – предположила я.
– У меня пока нет такого большого количества фотографий, которые можно соотнести с восточной эстетикой, чтобы присвоить им новое авторство. Может быть, это случится в ближайшие пару лет.
Беседу вела
Мария ШКОЛЬНИК.
Комментарии
Клево. Не ожидала