Романтика первых дней
Романтика первых дней
«Точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...» Радость и восхищение вызывала золотая осень у академика-землепроходца Михаила Алексеевича Лаврентьева. Этими эмоциями он заражал всех, кто с ним общался в те годы.
Воплощение мечты
Свой участок он назвал Золотой долиной, а дорогу к будущему дому – улицей Золотодолинской. И, очевидно, тогда же решил, что здесь будут не только жилые дома для учёных, но вокруг сохранится лес как парк.
Потом был построен дворец «Калейдоскоп» со сценой и зрительным залом, появились помещения для кружков, детсад, клубы для детей. Рядом – фехтовальный клуб для юных рыцарей, библиотека с обширным детским отделом (теперь названа именем М.А. Лаврентьева). Неподалёку открылись школы – английская и музыкальная. В не менее живописных местах расположились КЮТ и математическая школа. Для сотрудников, которых не стоило надолго отрывать от науки, тут же, в начале улицы Золотодолинской, возвели здание, где работала диетическая столовая, стол заказов, продовольственный магазин.
Одной фразой
В самом начале жизни в Академгородке Лаврентьев задумал найти лаконичное выразительное изречение, которое могло охарактеризовать роль нового научного центра. И предложил подумать над этим своему верному надёжному помощнику Наташе Притвиц. Она же обратилась за помощью к членам постоянной комиссии по общественным наукам. Её возглавлял тогда И.И. Матвеенков, профессор философии, доктор наук.
Именно эта группа исследователей, энтузиастов стала основателями будущего Института истории, филологии и философии. Кроме профессора-историка В.Л. Соскина, которому досталась львиная доля забот, там работали супруги философы – С.С. Розова и М.А. Розов. Позже приехала из Москвы М.М. Громыко, жена физика, приглашённого академиком Лаврентьевым. В этой группе работала и я – филолог, преподаватель пединститута.
Затем, уже под руководством А.П. Окладникова, мы стали сектором истории при институте экономики, а потом отделом. В нашем коллективе я была единственным литературоведом, скорее всего, поэтому Наташа Притвиц и обратилась ко мне за помощью. Наш выбор Михаил Алексеевич одобрил. С тех пор девизом Городка считаются слова Михаила Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью...»
С заботой о жителях
Четырёхэтажное красное здание, известное сегодня почти каждому жителю района как консультативно-диагностическая поликлиника №2, появилось в Городке на заре строительства. Но тогда там планировали расположить общежитие для аспирантов или гостиницу.
А здравпункт был на первом этаже одного из зданий в начале Морского проспекта, на чётной стороне. Это было абсолютно неприспособленное помещение, без санитарных подключений к кабинетам. Медики, конечно, не могли мириться с такими условиями.
Когда меня избрали в члены объединённого профсоюза Академгородка, я стала вести сектор здравоохранения. Начала с того, что изучила ситуацию и пришла к М.А. Лаврентьеву с заявлением и устной просьбой отдать новое здание не аспирантам, а поликлинике.
– Нет! Я буду принимать на работу только здоровых мужиков, нам больница не нужна, – тогда сказал глава СО АН.
Сразу я не нашлась, что ответить, но через три дня опять была у академика.
– Михаил Алексеевич, а ведь у здоровых мужиков должна быть профилактика. Их жёнам надо наблюдаться по беременности, а детям нужно ставить прививки, проводить регулярные осмотры.
– Ну ладно, уговорила. Давай своё заявление, подпишу, – на этот раз был его ответ.
Бесценным для будущих поколений оказался не только вклад Михаила Лаврентьева в развитие отечественной и мировой науки, но и в обыденную жизнь Академгородка. Он с большим вниманием относился к бытовым и культурным нуждам жителей, а всё, что было связано с детьми и молодёжью, решал с особой любовью и нежностью.
Елена КУКЛИНА
Комментарии