На переднем крае образования
На переднем крае образования
В этом году отмечает юбилей не только наш район, а и система образования. О её становлении и развитии мы поговорили с Сергеем Николаевичем СМИРНОВЫМ, заслуженным учителем России, отличником народного просвещения.
– В районном отделе образования было пять руководителей...
– Так получилось, что 45 из 60 лет – годы работы Василия Васильевича Магро и мои. Он находился на посту начальника районо более 22 лет. Как-то ради интереса подсчитывал: у меня получилось на четыре дня больше (улыбается).
– Чем объясните такое постоянство?
– Тогда в обществе и в экономике была стабильность. На одном месте человек мог отработать и всю жизнь. Ну а если доверили пост руководителя, то тянул его, как говорится, от и до. Что удивительно, совершенно добросовестно и в полную силу.
– Вам предложили возглавить районо в 1981 году. Чем запомнился тот период?
– Мне достался от Василия Васильевича состав руководителей школ, которых мы потом называли «динозавры», «маститые». С ними было интересно работать. Это Николай Иванович Тархов из 130-й школы, Виктория Иосифовна Монашова из 61-й, Александр Осипович Плисов из 121-й, Пётр Спиридонович Сиволобов из 166-й, Лариса Александровна Копейкина из 112-й, Нелли Рубеновна Белоусова и Алексей Филиппович Богачёв из 162-й и другие. Они, помимо базового педагогического образования, имели большой жизненный опыт. Это много значит – щупал ли ты производство, растил ли хлеб на земле. Кстати, сам я из глубокой деревни Новгородской области. Окончил горно-промышленную школу, в составе комсомольско-молодёжной бригады строил Ленинградское метро. В армии служил в Сибири. Здесь поступил в педагогический институт. Женитьба, семья – так тут и остался… Но речь не обо мне, а о том, что люди с производственным и педагогическим опытом зачастую становились хорошими учителями и руководителями. Сейчас у девушек и юношей, приходящих в школу, таких возможностей меньше, им сложнее ориентироваться.
С тех пор многое изменилось. Например, директору школы не обязательно вести уроки. Это неправильно. Если коллеги не посмотрели, какой ты учитель, а ты как директор не сходил к учителю на урок, то можно считать, что педагога ты не знаешь. Отчётностью и различной бумажной работой загружены и директора, и учителя. Сужу по своей жене, которая преподаёт русский язык и литературу в школе «Новые надежды».
– Советский район лучше всех сдаёт ЕГЭ, у нас самое большое в регионе число победителей олимпиад. Почему?
– Это было всегда. Раньше мы соревновались с Центральным районом, который считался передовым. Жили дружно, обменивались опытом, но всегда конкурировали. Правда, и Магро, и меня ругали, что успеваемость ниже. Но мы говорили: а вы посмотрите качество!.. Что греха таить, «нарисовать» оценки можно. Гораздо важнее показать уровень знаний на конкурсах, олимпиадах. Сейчас этому уделяется много внимания.
Высокий уровень подготовки связан и с высокой квалификацией учителей, и с тем, что у нас такие жители. У многих родителей хорошее образование, высокая грамотность. Какой бы хорошей ни была школа, дети всё же с младых ногтей основное берут у родителей. Считывают их интересы, бывает, что увлекаются теми же предметами, науками, занятиями.
– А что скажете про трудовое воспитание?
– Это, конечно, провокация – отказ от него в школах. Раньше было налажено взаимодействие по вопросам трудового воспитания и профориентационной работе с предприятиями и научными организациями. Материальное обеспечение школ было слабым, институты предоставляли ребятам возможность пользоваться рабочими местами в вычислительных центрах. Сегодня школы, может быть, не нуждаются в таком тесном сотрудничестве в плане обеспечения техникой. Но связи должны укрепляться, чтобы была преемственность между школой и производством, наукой.
Жаль, что не удалось сохранить учебно-производственный комбинат, который почти 40 лет работал на левом берегу, в бывшей школе №119. Через УПК прошло около 10 тысяч старшеклассников, получивших допрофессиональную подготовку. Водители, швеи, секретари-машинистки, токари, деревообработчики… Когда я заходил в станочный цех и видел девчонок в красных косынках за станками, сердце радовалось. Они так работали! Выполняли серьёзные заказы от институтов, производственных предприятий. Из УПК выходила не только продукция – выходил человек. Сейчас президент Владимир Путин говорит, что многое из той системы надо возрождать.
– Что считаете самым трудным за годы работы?
– Мы всегда были ограничены в финансах. Идей рождалось много, а вот возможностей для реализации… Думаю, образованию следовало бы выделять кусочек пожирней. Были для этого резервы, что греха таить.
Но труднее всего пришлось в смутное десятилетие конца 90-х – начала 2000-х. Не платили зарплаты и пособия, воспитателям детских садов не на что было проходить медосмотр. Чтобы запастись продуктами для столовых, ездили в совхоз «Морской» собирать овощи. Их отдавали за символическую плату.
Удивительно (и учёными доказано), что именно в сложные времена пробуждаются новые силы. В те годы произошёл всплеск творческой инициативы в педагогическом составе района. 25-я школа стала гимназией №3. Она была первенцем. Это результат большой работы группы педагогов, подготовивших документальную базу для получения статуса. К нам потянулись гости из всех волостей – учиться. Проект назывался «Школа на путях обновления». Вслед за 3-й гимназией родилась Православная. 130-я школа получила статус лицея. Потом появились гимназия №5 – бывшая 166-я школа, гимназия №6 на базе школы №204. 163-я получила статус школы с преподаванием предметов художественно-эстетического цикла, а позже вошла в образовательный центр «Горностай». Интересный был период. С одной стороны, кругом беда, с другой – преодоление. В это время нас поддержал глава района Виктор Васильевич Генералов. При всех трудностях он перераспределял бюджет, давал образованию деньги на самое необходимое.
– Октябрята, пионеры, комсомольцы… Помогала или мешала воспитанию идеологическая составляющая?
– Почему-то либеральная часть политиков оценивает это однобоко: ходили строем, делали только то, что велели. Неправда! У ребят было много творчества. Важно и то, что воспитывали пионерия и комсомол – активность, взаимопомощь, милосердие. Сейчас волонтёры (люблю это слово!) вроде бы должны пустоту заполнить. Очень хочется мне посмотреть живого волонтёра. На экране их полно – приветствую, одобряю. А во дворе недавно видел, как бабушка упала – никто не помог подняться. Хотя мимо шли, судя по возрасту, волонтёры. Мне кажется, появилась очерствелость. Больше направлено к потребительству – термин из телевидения, на цель всего добиться во что бы то ни стало, даже любой ценой.
– Вы всегда были в гуще событий. Не скучно на пенсии?
– Некогда скучать! Часто бываю в няньках – сижу с двухлетней правнучкой. Через музей истории развития образования в Советском районе работаю с ветеранами. В каждом микрорайоне провели педагогическую гостиную. Там, где тесна связь со школами, получилось здорово. А в некоторых учреждениях, к сожалению, бывших коллег не жалуют, ведут себя так, будто раньше ничего не существовало. Конечно, сегодня образование в Советском районе стало выше на несколько ступеней. Мы были более патриархальные, консервативные, наверное. Но всё же составили фундамент сегодняшних убедительных успехов. И у ветеранов, которые столько пережили, выстрадали и накопили колоссальный опыт, есть чему поучиться.
Всю жизнь у меня был один регламент – 45 минут. Давно не веду уроков. Но душой переживаю за тех, кто там, на переднем крае образования.
Татьяна ОСИПОВА
Фото Марины МЕЗИНОЙ
Комментарии