Рогатое преимущество
Рогатое преимущество
Рогатое преимущество
Однажды меня подвозил на работу знакомый из геологоразведки. Глядя, как уверенно припарковывал он задним ходом свой «Москвич», я не удержался от похвалы.
– Лоси научили, – отозвался Виктор Иванович не то в шутку, не то всерьез.
– Расскажи, если не шутишь.
– Тогда мне было не до шуток...
В ту многоснежную зиму Виктор работал начальником Межовской нефтегазоразведочной экспедиции – это на южных окраинах знаменитых васюганских болот. В начале зимних каникул повез свою семью в аэропорт Северного, откуда жена с годовалой Наташей и девятилетним Димой собирались вылететь в Новосибирск.
Времени на дорогу было в обрез, что особенно беспокоило Диму: ему не терпелось поскорее попасть на городскую новогоднюю елку. Но торопиться опасно: дорога, расчищаемая бульдозером, превратилась в глубокую траншею с ограниченным обзором. Иногда снеговые стены полностью скрывали легковушку, и там, где проселок делал повороты, был немалый риск столкнуться со встречным транспортом. На возвышенных местах шоферы внимательно осматривали трассу: не едет ли кто навстречу? Разъехаться на дороге-траншее невозможно, и какой-то из машин пришлось бы пятиться до ближайшего разъезда.
Благополучно одолев большую часть трудной дороги, путники миновали мост через речку Иласку. Отсюда до села Биаза, за которым начиналась нормальная трасса, оставалось верст пять или шесть. Но проскочить их не удалось. Где-то на полпути пришлось резко затормозить: за крутым поворотом машина едва не столкнулась с лосями. Впереди, наклонив голову, шел сохатый с огромными рогами-лопатами, а за ним пять лосих!
По обыкновению осторожные, избегающие встреч с людьми и техникой звери, на этот раз лоси и не подумали развернуться или махануть в сторону. Ведь не зря же решились они идти не по глубокому, по самое брюхо снегу, а торной дорогой. Особенно красноречивы были намерения вожака: голова его опустилась еще ниже, уши прижались, а шерсть на загривке вздыбилась. Виктор Иванович отлично знал, что это значило. Сказав себе и остальным: «Спокойно», он быстро включил заднюю передачу. Машина, набирая скорость, пошла назад, а лоси двинулись следом.
Несмотря на команду Виктора Ивановича, в салоне воцарилась тревога.
– У сохатого на рогах по двенадцать отростков! – приглушая голос, восторженно сообщил Димка. – Три раза пересчитывал.
– Верю! – отозвался отец. Он не сводил глаз с заднего окна. Было бы некстати забуксовать или врезаться бампером в снеговую стену. Удивительно, но если раньше Виктор Иванович не очень уверенно сдавал назад, то теперь, в сопровождении лосиного эскорта, в руках появилась твердость, машина послушно повиновалась рулю и газу.
Сто, двести, триста метров «стравлено» лосям, а они как шли, так и идут. Полкилометра, километр – чеканят широкий шаг, как белая гвардия из фильма «Чапаев» в своей психической атаке.
– Папка, посигналь! – спохватился наконец Димка. – Мы же из-за них на самолет опоздаем!
– Вполне вероятно, – спокойно согласился Виктор Иванович, – но у них, Дима, преимущество.
– Какое?
– Во-первых, их шестеро. Во-вторых, они тут хозяева. И если делают переход, значит, очень надо. Кажется, я догадываюсь, куда они топают.
Дорога пошла под уклон, в речную пойму. Оторвавшись немного от преследователей, четверо на «Москвиче» отступили за Иласку и оттуда наблюдали, как лосиная колонна свернула с дороги и по высокому, обдуваемому ветрами берегу пошла в займище с богатыми рапажниками и тростниками. Лоси по-прежнему шли вереницей, след в след, не ускоряя и не замедляя шаг.
– На сегодняшний самолет мы, Дима, конечно, опоздали, – сказал Виктор Иванович, взглянув на часы. – Но на какой елке ты увидел бы такое? – и он махнул рукой в сторону грациозно шагавших великанов.
Дима охотно кивнул, но подосадовал:
– Эх, фотоаппарат не захватили!..
Юрий ЧЕРНОВ
Комментарии