• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 04:54 четверг, 02 мая
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    02.05.2024
    USD: 91.78
    EUR: 98.03
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Ранимая» речь

    «Ранимая» речь

    В последние годы педагоги все чаще сталкиваются с нарушениями речевого развития у детей.

    Это серьезная проблема, поскольку у таких школьников возникают трудности в усвоении материала не только по русскому языку и литературе, но и математике, другим предметам. При речевых патологиях ребенок с нормальными умственными способностями и слухом не может правильно организовать звуковую и/или смысловую структуру своей речи, плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь (снижение фонематического слуха), при произношении может заменять одну группу слов другой (например, вместо шипящих произносит свистящие звуки). Бедный словарный запас и недостаточное овладение грамматическими категориями родного языка становятся причиной того, что ребенок не понимает условий заданий, не может выполнить задание с двухступенчатой инструкцией (две, три последовательных мыслительных операции).

    Родителям нужно вовремя  обратиться к специалистам для исправления речи у ребенка, так как в дальнейшем у него могут возникнуть сложности как в учебе, так и в общении, развиться комплексы, препятствующие раскрытию интеллектуального и творческого потенциала.

    В логопедии существует градация речевого недоразвития детей, связанная со степенью выраженности дефекта. Школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) неохотно поддерживают учебный диалог с учителем, а ведь именно он считается ведущей формой деятельности учащихся. Недостаточно развитая речь отрицательно влияет на произвольные психические процессы ребенка. Внимание такого ученика становится рассеянным, он отвлекается на уроке, сужается объем зрительного и слухового восприятия. Как следствие возникают вторичные нарушения когнитивного (познавательного) развития ребенка – дислексии (частичное специфическое нарушение чтения) и дисграфии (частичное специфическое нарушение письма).

    При оптической дисграфии школьники путают письменные строчные буквы, схожие по написанию (б/д; п/т; а/о; у/и), зачастую пишут и читают справа налево, т.е. возникают «зеркальные» чтение и письмо. При дисграфии и дислексии ребенок нарушает границы слова – пропускает буквы или заменяет одни другими (проблемы в устной речи), пропускает слоги или, наоборот, пишет лишние буквы, слоги в слове и т.д. При этом виде дисграфии школьник не способен написать слуховой диктант.

    Ошибки на уровне предложений носят название аграмматической дисграфии. Ученики с такой проблемой не могут писать изложения и сочинения. Ребенок не в состоянии  понятно изложить текст, заменяет одно слово другим, не понимая лексических и грамматических значений, неправильно выбирает предлоги и др.

    В такой ситуации перед родителями, учителями, смежными специалистами возникают вопросы: что же делать, как помочь такому ребенку? Во-первых, родителям следует внимательно отнестись к особенностям развития сына или дочери как в период раннего детства, так и в дошкольном возрасте. Если мама чувствует, что в развитии ее ребенка есть проблемы, следует получить рекомендации невролога, психиатра, психолога, логопеда. В том случае, если необходима логопедическая помощь, нужно получить направление в такой детский сад, где есть логопедическая группа.

    Этим вопросом в Советском районе занимается специальная комиссия – ПМПК (председатель – ведущий специалист отдела образования Татьяна Александровна Красильникова). В коррекционных группах с детьми, у которых выявлена речевая недостаточность, занимаются логопеды и воспитатели. В своей работе они используют различные коррекционно-развивающие методики.

    Родителям выпускников логопедических групп следует внимательно отнестись и к рекомендациям учителя-логопеда. Особенно в тех случаях, когда специалист предупреждает маму-папу о том, что у ребенка могут возникнуть в школе проблемы по русскому языку.

    Кроме того, родителям следует выяснить, есть ли в школе, которую они выбрали, логопедический пункт и предупредить учителя-логопеда о возможных трудностях при обучении их ребенка. Родители и учителя должны понимать, что школьники с речевыми нарушениями не относятся к так называемым педагогически запущенным детям, напротив, с ними постоянно занимаются, и многие ребята старательны и прилежны. Другое дело, что учащиеся с проблемами речевого развития нуждаются в помощи узких специалистов. Необходимо знать и помнить, что ошибки чтения и письма у ребенка носят стойкий характер и сами собой, как думают многие, не исчезнут. Эту проблему нужно вовремя выявить и подойти к ее решению грамотно. И хотя нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, наиболее «ранима» она у детей.

    Ольга ВОЛКОВА, логопед детсада №305

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    611 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    474 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    434 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    500 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    413 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Последний шанс?
    463 0
    "Навигатор" № 5 (1427) от 09.02.24

    Популярное