«Ранимая» речь
«Ранимая» речь
В последние годы педагоги все чаще сталкиваются с нарушениями речевого развития у детей.
Это серьезная проблема, поскольку у таких школьников возникают трудности в усвоении материала не только по русскому языку и литературе, но и математике, другим предметам. При речевых патологиях ребенок с нормальными умственными способностями и слухом не может правильно организовать звуковую и/или смысловую структуру своей речи, плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь (снижение фонематического слуха), при произношении может заменять одну группу слов другой (например, вместо шипящих произносит свистящие звуки). Бедный словарный запас и недостаточное овладение грамматическими категориями родного языка становятся причиной того, что ребенок не понимает условий заданий, не может выполнить задание с двухступенчатой инструкцией (две, три последовательных мыслительных операции).
Родителям нужно вовремя обратиться к специалистам для исправления речи у ребенка, так как в дальнейшем у него могут возникнуть сложности как в учебе, так и в общении, развиться комплексы, препятствующие раскрытию интеллектуального и творческого потенциала.
В логопедии существует градация речевого недоразвития детей, связанная со степенью выраженности дефекта. Школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) неохотно поддерживают учебный диалог с учителем, а ведь именно он считается ведущей формой деятельности учащихся. Недостаточно развитая речь отрицательно влияет на произвольные психические процессы ребенка. Внимание такого ученика становится рассеянным, он отвлекается на уроке, сужается объем зрительного и слухового восприятия. Как следствие возникают вторичные нарушения когнитивного (познавательного) развития ребенка – дислексии (частичное специфическое нарушение чтения) и дисграфии (частичное специфическое нарушение письма).
При оптической дисграфии школьники путают письменные строчные буквы, схожие по написанию (б/д; п/т; а/о; у/и), зачастую пишут и читают справа налево, т.е. возникают «зеркальные» чтение и письмо. При дисграфии и дислексии ребенок нарушает границы слова – пропускает буквы или заменяет одни другими (проблемы в устной речи), пропускает слоги или, наоборот, пишет лишние буквы, слоги в слове и т.д. При этом виде дисграфии школьник не способен написать слуховой диктант.
Ошибки на уровне предложений носят название аграмматической дисграфии. Ученики с такой проблемой не могут писать изложения и сочинения. Ребенок не в состоянии понятно изложить текст, заменяет одно слово другим, не понимая лексических и грамматических значений, неправильно выбирает предлоги и др.
В такой ситуации перед родителями, учителями, смежными специалистами возникают вопросы: что же делать, как помочь такому ребенку? Во-первых, родителям следует внимательно отнестись к особенностям развития сына или дочери как в период раннего детства, так и в дошкольном возрасте. Если мама чувствует, что в развитии ее ребенка есть проблемы, следует получить рекомендации невролога, психиатра, психолога, логопеда. В том случае, если необходима логопедическая помощь, нужно получить направление в такой детский сад, где есть логопедическая группа.
Этим вопросом в Советском районе занимается специальная комиссия – ПМПК (председатель – ведущий специалист отдела образования Татьяна Александровна Красильникова). В коррекционных группах с детьми, у которых выявлена речевая недостаточность, занимаются логопеды и воспитатели. В своей работе они используют различные коррекционно-развивающие методики.
Родителям выпускников логопедических групп следует внимательно отнестись и к рекомендациям учителя-логопеда. Особенно в тех случаях, когда специалист предупреждает маму-папу о том, что у ребенка могут возникнуть в школе проблемы по русскому языку.
Кроме того, родителям следует выяснить, есть ли в школе, которую они выбрали, логопедический пункт и предупредить учителя-логопеда о возможных трудностях при обучении их ребенка. Родители и учителя должны понимать, что школьники с речевыми нарушениями не относятся к так называемым педагогически запущенным детям, напротив, с ними постоянно занимаются, и многие ребята старательны и прилежны. Другое дело, что учащиеся с проблемами речевого развития нуждаются в помощи узких специалистов. Необходимо знать и помнить, что ошибки чтения и письма у ребенка носят стойкий характер и сами собой, как думают многие, не исчезнут. Эту проблему нужно вовремя выявить и подойти к ее решению грамотно. И хотя нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, наиболее «ранима» она у детей.
Ольга ВОЛКОВА, логопед детсада №305
Комментарии