Привычка думать
Привычка думать
С каждым днем наша жизнь становится все динамичнее, предъявляя к современному человеку множество требований, не актуальных еще 10-20 лет назад. Нестандартность мышления, способность находить творческие решения, аргументировано спорить, отстаивать свою точку зрения – такие качества становятся в нашей реальности все более востребованными. К сожалению, это не музыкальный слух или склонность к точным наукам, которые дарует нам природа. Без кропотливой работы над собой тут не обойтись. Такие качества легче всего развиваются еще в детстве.
Чем же может помочь школа? Только общеобразовательных предметов будет явно недостаточно. На помощь могут прийти интеллектуальные игры. Именно в игровой, соревновательной форме легче всего реализовать одну из важнейших задач школьного обучения – развитие у детей способности творчески подойти к любой проблеме и способам ее решения.
Педагоги школы №61 не раз брались за проведение интеллектуальных турниров среди старшеклассников. Нельзя сказать, что задачу удалось решить полностью. Заинтересовать подростков интеллектуальными конкурсами не так-то просто. Причина неудач во многом кроется в психологических особенностях возраста старшеклассников. Кроме того, во многом виновата и пресловутая «клиповость» сознания сегодняшних учеников, неспособность долгое время сосредоточить внимание на чем-то одном, проникнуть в суть проблемы. Обратите внимание: даже телевизионные интеллектуальные игры для подростков время от времени появляются и исчезают – куда большей популярностью пользуются многочисленные реалити-шоу и музыкальные программы. Так что проведение интеллектуальных игр и турниров в школе становится непростой задачей. Как быть?
Наиболее простым и в то же время эффективным решением стало участие в турнирах младших школьников. В возрасте 7-9 лет ученики, к счастью, еще не зомбированы «Домом-2» и с удовольствием принимают участие в жизни школы, осваивают новые игры. Проведение серии интеллектуальных игр доказало нашу правоту. Ребята не только азартно и с большим интересом соревновались между собой на параллели, но даже вызывали на бой старшеклассников. А на последний поединок была заявлена и команда родителей – значит, наш турнир набирает обороты! Вот оно, простое и очевидное решение: привычку нестандартно мыслить и находить удовольствие в разминке для ума нужно прививать с детства. Разыгравшись в начальной школе и усвоив правила игры, ученики и в старших классах продолжат эту традицию.
Конечно, не все с самого начала шло гладко: к примеру, подобрать темы и вопросы оказалось неожиданно нелегко. Стоит чуть-чуть не рассчитать сложность вопросов, и вместо интереса можно легко привить лишь неприязнь. Нужно было найти те области знаний, в которых младшие школьники однозначно могут иметь свое суждение, смело высказать свое мнение, не бояться спорить. Еще важнее не скатиться в бездумное пересказывание заученного, чтобы интеллектуальная игра не стала просто еще одной формой закрепления материала, а осталась развивающей – радостной и интересной для всех.
Темой первого турнира в 1-м классе стала сказка «Колобок». Казалось, что здесь можно придумать нового, о чем спросить детей? Давайте попробуем посмотреть чуть шире. Сказку знают все: и взрослые, и дети – это объединяет. А теперь подумаем: из каких ингредиентов замешивают тесто, кого, кроме перечисленных в сказке героев, мог встретить в лесу Колобок, каких родственников волка мы знаем, чем питается заяц, какие ягоды растут в лесу, а какие в саду. Вот оно, расширение воображения и творческий подход. Добавим еще пару конкурсов на внимательность, и зажигательная смесь готова!
Для учеников постарше темы игр лучше объявить заранее, чтобы дать возможность подготовиться: «Всё о собаках», «Птицы», «Морозко». Дети и родители с азартом ищут материал на заданные темы, дискутируют – в результате не только повышается познавательный интерес, но и развивается сфера семейного взаимодействия. В итоге при подготовке к играм решаем не менее важную педагогическую задачу – таким неожиданным способом школа привлекла к себе внимание и интерес родителей, получила в их лице единомышленников.
Закончилось первое учебное полугодие. Можно подводить промежуточные итоги и ставить перед собой цели на будущее. Думаем, что педагогов нашей школы объединяют общие задачи: вырастить из учеников думающих, неравнодушных людей, укрепить звено родители-учителя, сделав их настоящими партнерами в процессе воспитания и обучения детей. Пожелаем друг другу, чтобы в наступившем году все наши цели и планы получили свое воплощение.
Т. Сизых, замдиректора школы №61
Комментарии