Популярность не придет сама
Популярность не придет сама
14 марта в Доме ученых прошла встреча, посвященная популяризации достопримечательного места «Новосибирский Академгородок». Ее инициатором стал Лев ШЕПЕЛЯНСКИЙ, сопредседатель ОО «Дорога». На последнем заседании рабочей группы, обсуждавшей региональный статус Городка как объекта культурного наследия (см. публикацию «ОКН: споры продолжаются», №8 от 6.03.2014) он попросил общественников собраться дополнительно и обсудить, как лучше информировать жителей и гостей ННЦ о его уникальности.
Культурологический феномен
Начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия НСО Александр Кошелев рассказал, что сейчас в соответствии с изменениями в законодательстве дорабатываются проекты документов, определяющих режимы использования и градостроительные регламенты достопримечательного места. Напомню, 22 января в силу вступила новая редакция Федерального закона №73-ФЗ об объекте культурного наследия.
Татьяна Кунина, представитель инициативной группы «Защитим город-лес Академгородок», отметила, что присвоение Городку статуса ОКН – инициатива снизу. Общественники с 2006 года добивались этого. В России, считает Татьяна Васильевна, нет примеров более значимого результата гражданского лоббирования, чем то, что сделали обычные жители нашего научного центра, и молодежь должна об этом знать.
Ее мнение поддержал Лев Шепелянский. Многие жители Новосибирска, в особенности молодежь, даже не подозревают, насколько Городок – уникальная территория. Не все живущие здесь знакомы с его историей и вехами развития, не говоря уже о персоналиях и их вкладе в отечественную науку. Обсуждая перспективы наукополиса или территории опережающего развития, следует помнить историю ННЦ и сохранить его особую атмосферу – это культурологический феномен.
Лев Абрамович предложил свою программу ознакомления с историей достопримечательного места жителей нашего города, в первую очередь школьников и студентов. Этот проект включает не только формирование культурного отношения к объекту охраны, цикл лекций в школах, СУНЦ, НГУ, но и создание бренда Академгородка как объекта культурного наследия. Как визуальную составляющую в его логотипе можно использовать схематическое изображение границ ОКН.
Модератор встречи Анастасия Безносова-Близнюк, соучредитель общественного фонда «Академгородок», уточнила у Александра Кошелева, учитывались ли при разработке параметров регионального статуса достопримечательного места культурные и досуговые мероприятия, которых много в Городке. Александр Владимирович сказал, что де-юре – нет, но де-факто обойти стороной культурную жизнь, а тем более исторический потенциал этого места было бы неправильно.
Значки, экскурсии и развитие НГУ
Собравшиеся поделились предложениями по популяризации достопримечательного места.
Михаил Лаврентьев, д.ф.-м.н., проректор НГУ по информатизации, развитие Академгородка в первую очередь связывает с вхождением НГУ в программу топ-100. В ближайшее время требуется построить гостиницу для иностранных профессоров и общежитие для студентов из других стран. Строительство планируется в лесном массиве между НГУ и Институтом математики. Также в планах вуза возведение перехода на ул. Пирогова, так как все лекционные аудитории расположены в старом корпусе. Тысячи студентов, во время короткой перемены переходящих из одного здания в другое, способны парализовать движение автотранспорта.
Что касается популяризации, Михаил Михайлович предложил обратиться к сотовым операторам, которые при пересечении границ ОКН направляли бы клиентам смс-сообщение: «Добро пожаловать! Вы въехали на территорию достопримечательного места «Новосибирский Академгородок».
Елена Щукина, директор Музея города Новосибирска, и его сотрудница Елена Воротникова рассказали об экскурсиях по ННЦ – пешеходных, автобусных, велосипедных, о предложениях директора образовательного центра «Горностай» работать с музеем на договорных началах. С такой формой популяризации для СУНЦ и НГУ согласился и Михаил Лаврентьев. Также было предложено выпустить значки с символикой ОКН и подумать над программой информирования приезжающих в Новосибирск о том, что у нас есть такое уникальное место.
Главное – системный подход
Участники встречи высказались за системный подход к популяризации. Сегодня многие муниципальные и общественные организации прикладывают усилия для сохранения исторической ценности Городка, но их работа никем не координируется. В резолюции мероприятия одним из пунктов стало предложение создать рабочую группу, в которую войдут представители всех заинтересованных субъектов.
Обсуждался и вопрос о том, где взять деньги на развитие Академгородка в кризисной ситуации, возникшей в стране. Управляющий делами СО РАН Эдуард Скубневский посетовал, что при таком финансировании нет возможности поддерживать зеленые насаждения в достойном виде. Если раньше подобную работу выполняли минимум 500 человек, то сегодня в отделе, ответственном за это направление, восемь сотрудников. Обеспокоенность вызывает и отсутствие хорошей гостиницы: «Золотой долине» по существующим нормативам нельзя присвоить даже две звезды. Как можно говорить о презентации Городка на международной арене, если нам просто негде поселить приезжающих на конгрессы мирового уровня?
Подводя итоги, Александр Кошелев подчеркнул, что встреча прошла плодотворно. Все получили возможность высказаться и услышать друг друга, намечены дальнейшие шаги по сохранению исторического потенциала Академгородка.
Юлия ВЕРХУША
Фото автора
Комментарии