Полёт бабочки
Полёт бабочки
Почти 15 лет назад, в 1996 году, «Навигатор» рассказывал об энтомологе Петре УСТЮЖАНИНЕ. Уже тогда в его коллекции было более 25 тысяч бабочек, а сколько сейчас – и не сосчитать! И вот новая встреча с этим увлеченным человеком.
Интерес к природе возник у Петра Яковлевича еще в детстве. Тогда поселок гидростроителей только строился, на месте нынешних микрорайонов были широкие просторы травы и полевых цветов, над которыми, словно нежные яркие лепестки, оторванные ветром, кружились разноцветные бабочки.
Увлечение переросло в профессию: окончив факультет естественных наук в Новосибирском пединституте, Петр Устюжанин открыл энтомологический кружок в клубе «Факел». За 22 года три его воспитанника стали кандидатами наук, еще несколько бывших учеников получают образование в вузе, один – в аспирантуре.
В ОБРАЗЕ ПАГАНЕЛЯ
Частичная занятость не мешала научной деятельности. Обучение юных энтомологов чередовалось с лекциями, семинарами, конференциями и, конечно, путешествиями, каждое из которых приносило новые открытия.
– В дальних поездках, конечно, приходится быть очень осмотрительным. Питаться тем, что едят местные жители, мы не рискуем. Каши у них невкусные. Незнакомых фруктов так много, что не у всех есть название на каком-то известном языке, только на местных наречиях. Общение с населением происходит нечасто, например, если нужно купить домашнюю птицу. Надо постоянно помнить о личной гигиене, о малярийных комарах и диких животных. Но главная сложность – это даже не экспедиции, а масса рутинной работы с микроскопом. Тщательно изучается не только внешнее, но и внутреннее строение бабочки. Для определения хотя бы одного вида требуется порой несколько дней. Для этого нужен особый склад характера. Случается, что мы, энтомологи, едва познакомившись друг с другом, испытываем ощущение общения с родственником. Часто даже можем предсказать, что сейчас скажет собеседник, – делится наблюдениями Петр Яковлевич.
В 2004 году состоялась первая экспедиция на африканский континент. По словам ученого, Африка – это другое небо, другое полушарие, климат, люди. Она очень интересна для исследователей, но сегодня, в век всеобщего прагматизма, многие считают странным ехать в ЮАР за бабочками (совсем другое дело – алмазы).
– Мои бриллианты порхают в воздухе, – шутит ученый. – Каждая экспедиция дарит потрясающие находки для меня лично и всей мировой энтомологической науки. Результаты исследований публикуются в разных научных изданиях.
МАРОККО, ОРИНОКО, СЕНЕГАЛ…
– От ЮАР до Малави две с половиной тысячи километров, а всего по африканскому континенту мы проехали 12 тысяч. Интересно было посмотреть разные страны, людей, – рассказывает энтомолог. – Только на первый взгляд все жители одинаковы. На самом же деле чернокожее население очень разнородно: жители Лесото не похожи на бушменов и зулусов. Разнообразен и быт африканцев. К примеру, ЮАР – богатое государство. Там всё на европейском уровне. Впрочем, наукой занимается преимущественно белое население. В Зимбабве мы встретили немца-энтомолога, в Малави – англичанина. Они живут там и работают не один десяток лет.
– Торговаться приходилось в основном на английском, реже – на португальском языке, как в Мозамбике, – продолжает Петр Яковлевич. – Проведя несколько дней в этой сложной для пребывания стране, в 90-е годы пережившей гражданскую войну, мы так и не успели выяснить цены на основные продукты. Зато мне и моим спутникам довелось увидеть, как ведутся работы по разминированию территорий, находившихся в зоне боевых действий. Саперы уже несколько лет выявляют и обезвреживают всё новые участки. Поэтому мы не рисковали углубляться в отдаленные районы, дабы не подвергать себя опасности. Население там, несмотря на гнетущую бедность, на редкость добродушное, открытое и общительное. До сих пор в сознании африканцев живет стереотип, что любой белый человек богат. Попрошайничают они уже по привычке, везде, где только увидят представителя белой расы. Мы щедро одаривали их сувенирами, а ребятишек угощали конфетами. В Малави, бедной стране, роскошная природа. Озеро Ньяса можно сравнить с нашим Байкалом. Красивы и сами жители, особенно дети. Там выращивают чай, занимаются заготовкой древесины. Конечно, грустно смотреть, как постепенно истребляются влажные тропические леса. Это невосстановимый ресурс. Со временем на таких участках можно что-то вырастить, но влажного тропического леса там уже не будет. Справедливости ради надо отметить, что в Малави есть национальные парки и заповедники, куда не пускают обычных людей. В лесах нередки пожары и поджоги для освобождения земли под посевы. С другой стороны, людей можно понять: им надо выживать, кормить многочисленных детей.
Даже в небогатых африканских государствах дороги ничуть не хуже наших, но туризм на континенте не развит. Туда ездят любители экстремального отдыха и ученые. С точки зрения экологии это замечательно. Представьте, что стало бы с дивным озером Малави после массовых посещений туристами его золотистых берегов. А сейчас они омываются чистейшей водой, где только разноцветных рыбок цихлид обитает более ста видов.
В РОДНЫХ ШИРОТАХ
Удивительно, но объектом пристального внимания Петра Яковлевича стали пальцекрылки – маленькие бабочки, похожие на моль. Они же дали материал для кандидатской диссертации. Сегодня ученый работает над докторской и готовится к восьмой экспедиции в Африку. Впрочем, изучать крохотных пальцекрылок можно и на родине. Только в нашей области их насчитывают около 40 видов.
Сколько ни странствуй по белу свету, а всегда тянет домой, где тебя ждут и любят. Двое детей еще учатся в школе и не задумываются всерьез о продолжении отцовского дела. 14-летний сын всегда помогает с компьютером, без которого немыслима научная работа. 10-летняя дочь умеет расправлять бабочек, много знает о них, но говорить о серьезном увлечении энтомологией пока рано. В одном не приходится сомневаться: дети биолога и врача никогда не позволят себе бездушное потребительское отношение к природе.
– В советское время я по этой теме не защитился бы, – улыбается Петр Яковлевич. – Тогда необходимо было указать значение объекта изучения в народном хозяйстве. А пальцекрылка – она не вредитель, но и не друг полей и огородов.
Как мало людей готовы признать, что крохотная бабочка – важная часть животного мира, отношение к которому становится год от года всё хуже. Энтомолог припомнил такой случай: в Казахстане нашли череп неизвестного грызуна. Выяснилось, что зверек вместе со своими сородичами погиб до того, как стал известен науке. Ежегодно описывается несколько десятков новых видов растений и животных. И столько же бесследно исчезает с лица Земли. Неплохо бы всем нам чаще задумываться об этом...
Светлана КНИЖНИК
Фото автора
Комментарии