• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 04:30 пятница, 19 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    19.04.2024
    USD: 94.09
    EUR: 100.53
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Первая школа

    Первая школа

    Первая школа

    Все дальше время отделяет нас от тех светлых дней, когда едва появившийся, но бурно растущий Академгородок удивлялся сам и удивлял гостей своей дерзостью и молодым задором.

    Недавно удалось побеседовать с первым директором первой в Академгородке школы Анатолием Порфирьевичем Кротовым. В 1957 году ему было поручено организовать новую школу №125. Вот как он рассказывает о тех временах:

    – Трудности были как и везде. Очень помогал при всей своей занятости Егор Кузьмич Лигачёв. Помню, пришел я в УКС. Он случайно меня встретил и говорит: «Ты очень хитрый директор – не жалуешься. Чего тебе не хватает?» Говорю ему: да вот столов учительских. Вызывает к себе работника УКСа, спрашивает: «Сколько столов у тебя?» Тот отвечает: «Десять». «Тебе хватит?» – задает вопрос мне. Отвечаю утвердительно. Я не успел еще свои дела завершить, а уже служащие УКСа несут столы в школу...

    Первого секретаря Советского райкома КПСС Лигачёва Анатолий Порфирьевич вспоминает с особой теплотой:

    – Егор Кузьмич и на первый урок ко мне пришел, когда новая школа открылась. Я вел литературу. Урок был об отличиях научной литературы от художественной. Я говорил об эмоциях и цитировал Маяковского: «Я видел места, где инжир с айвой росли возле самого рта моего. К таким относишься иначе, но землю, которую завоевал и полуживую вынянчил, где с пулею встань, с винтовкой ложись, где каплей льешься с массами, с такой землей пойдешь на жизнь, на подвиг и на смерть». Его это задело очень. Он был настоящим коммунистом. И продолжал за меня пол-урока: «Мы построим, мы сделаем…» Это не пустые слова. Время такое было. Оно заставляло все делать быстро.

    В 1958 году школа №125 открылась в двухэтажном доме на бульваре Молодежи. Городок рос, приезжали строители и ученые, у них были дети, поэтому в срочном порядке по типовому проекту строились капитальные здания для школ. В 1960-м 125-я переехала в новое здание на проспекте Строителей. Анатолий Порфирьевич продолжает свой рассказ:

    – Нам помогал Михаил Алексеевич Лаврентьев. Он очень внимательно относился к школе. Тогда вводилось производственное обучение. Он вникал в это и помогал наладить связь с производствами. И первыми были программисты. Лаврентьев был очень прост в общении, я неоднократно с ним встречался. Мы распределяли ребят хорошо. Сейчас спорный вопрос – объединять ли обучение с производством, но забывать об этом не стоит. Было много положительного. Немало программистов выдвинулись из тех, кто учился в то время. Тогда не все стремились обязательно поступать в институт или университет. Мы ведь готовили и каменщиков, и отделочников, и шоферов, а математики Академгородка вели большую группу программистов. Они приходили в школу, и ребята шли к ним в институты. Производственное обучение проводилось один день в неделю.

    За минувшие полвека в нашей стране поменялось многое. Изменился общественный строй. И сейчас в поисках инновационных методов и в производстве, и в обучении каждый год вводятся новые правила, ограничения, технологии. Меры, призванные искоренить коррупцию в образовании, в частности, введение ЕГЭ, не всегда служат во благо.

    Всего лишь через 12-15 лет после Великой Отечественной войны отношения между людьми в обществе были проще. И, по словам Анатолия Порфирьевича, многое из опыта тех лет могло быть полезным и сейчас. В структуре 125-й была и вечерняя школа, и даже в самом начале техникум, потому что многие рабочие хотели получать и продолжать образование.

    – Тогда было распространено шефство, – вспоминает Кротов. – Город шефствовал над селом, институты – над школами. Над 125-й шефствовал Институт гидродинамики. Выражалось это по-разному. Наше плановое хозяйство было далеко не плановым. И завозили в институты много лишнего, там было столько неликвидов… И мы получали то, что нам было нужно, из вспомогательных материалов и приборов. Кое-кто из ученых приходил к нам с лекциями, а мы с удовольствием посещали общие лекции в Доме ученых и в кинотеатре «Москва» (теперь ДК «Академия»). Чем крупнее ученый, тем интереснее его слушать и тем доступнее он объяснял.

    Это было время необыкновенного творческого подъема и веры в светлое, доброе будущее. В коллективе молодых учителей ковались новые кадры. Примером может служить семья педагогов Сиволобовых, Петра Спиридоновича и его супруги Галины Дмитриевны, начавших свою деятельность в 125-й. Они тоже внесли большой вклад в становление и развитие первой школы Академгородка. А позже Петр Спиридонович стал директором 166-й и много лет работал в этой должности.

    Неравнодушие, открытость всему новому, желание сообща строить настоящее и будущее отличало жителей Городка первых лет. И многие его дальнейшие успехи были заслугой первых учителей, не побоявшихся трудностей.

    Ну а школы №125 с недавних пор нет. Осталось только здание...

    Евгений МАРКОВ
    (при оргподдержке детской киностудии «Поиск»)

    На снимке Б. Мордуховского: школа №125 в 1962 году

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    Наша гордость и слава
    629 0
    "Навигатор" № 14 (1436) от 12.04.24
    Человек и общество / Живая история
    72 счастливых года вместе
    1469 0
    "Навигатор" № 26 (1398) от 07.07.23
    Человек и общество / Живая история
    Письмо из 90-х
    674 0
    "Навигатор" № 24 (1396) от 23.06.23
    Человек и общество / Живая история
    Наука строить городки
    1700 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество / Живая история
    Пляж. 65 лет назад
    4280 4
    "Навигатор" № 22 (1344) от 10.06.22
    Человек и общество / Живая история
    Единение душ
    1159 0
    "Навигатор" № 17 (1339) от 06.05.22

    Популярное