Первая школа
Первая школа
Все дальше время отделяет нас от тех светлых дней, когда едва появившийся, но бурно растущий Академгородок удивлялся сам и удивлял гостей своей дерзостью и молодым задором.
Недавно удалось побеседовать с первым директором первой в Академгородке школы Анатолием Порфирьевичем Кротовым. В 1957 году ему было поручено организовать новую школу №125. Вот как он рассказывает о тех временах:
– Трудности были как и везде. Очень помогал при всей своей занятости Егор Кузьмич Лигачёв. Помню, пришел я в УКС. Он случайно меня встретил и говорит: «Ты очень хитрый директор – не жалуешься. Чего тебе не хватает?» Говорю ему: да вот столов учительских. Вызывает к себе работника УКСа, спрашивает: «Сколько столов у тебя?» Тот отвечает: «Десять». «Тебе хватит?» – задает вопрос мне. Отвечаю утвердительно. Я не успел еще свои дела завершить, а уже служащие УКСа несут столы в школу...
Первого секретаря Советского райкома КПСС Лигачёва Анатолий Порфирьевич вспоминает с особой теплотой:
– Егор Кузьмич и на первый урок ко мне пришел, когда новая школа открылась. Я вел литературу. Урок был об отличиях научной литературы от художественной. Я говорил об эмоциях и цитировал Маяковского: «Я видел места, где инжир с айвой росли возле самого рта моего. К таким относишься иначе, но землю, которую завоевал и полуживую вынянчил, где с пулею встань, с винтовкой ложись, где каплей льешься с массами, с такой землей пойдешь на жизнь, на подвиг и на смерть». Его это задело очень. Он был настоящим коммунистом. И продолжал за меня пол-урока: «Мы построим, мы сделаем…» Это не пустые слова. Время такое было. Оно заставляло все делать быстро.
В 1958 году школа №125 открылась в двухэтажном доме на бульваре Молодежи. Городок рос, приезжали строители и ученые, у них были дети, поэтому в срочном порядке по типовому проекту строились капитальные здания для школ. В 1960-м 125-я переехала в новое здание на проспекте Строителей. Анатолий Порфирьевич продолжает свой рассказ:
– Нам помогал Михаил Алексеевич Лаврентьев. Он очень внимательно относился к школе. Тогда вводилось производственное обучение. Он вникал в это и помогал наладить связь с производствами. И первыми были программисты. Лаврентьев был очень прост в общении, я неоднократно с ним встречался. Мы распределяли ребят хорошо. Сейчас спорный вопрос – объединять ли обучение с производством, но забывать об этом не стоит. Было много положительного. Немало программистов выдвинулись из тех, кто учился в то время. Тогда не все стремились обязательно поступать в институт или университет. Мы ведь готовили и каменщиков, и отделочников, и шоферов, а математики Академгородка вели большую группу программистов. Они приходили в школу, и ребята шли к ним в институты. Производственное обучение проводилось один день в неделю.
За минувшие полвека в нашей стране поменялось многое. Изменился общественный строй. И сейчас в поисках инновационных методов и в производстве, и в обучении каждый год вводятся новые правила, ограничения, технологии. Меры, призванные искоренить коррупцию в образовании, в частности, введение ЕГЭ, не всегда служат во благо.
Всего лишь через 12-15 лет после Великой Отечественной войны отношения между людьми в обществе были проще. И, по словам Анатолия Порфирьевича, многое из опыта тех лет могло быть полезным и сейчас. В структуре 125-й была и вечерняя школа, и даже в самом начале техникум, потому что многие рабочие хотели получать и продолжать образование.
– Тогда было распространено шефство, – вспоминает Кротов. – Город шефствовал над селом, институты – над школами. Над 125-й шефствовал Институт гидродинамики. Выражалось это по-разному. Наше плановое хозяйство было далеко не плановым. И завозили в институты много лишнего, там было столько неликвидов… И мы получали то, что нам было нужно, из вспомогательных материалов и приборов. Кое-кто из ученых приходил к нам с лекциями, а мы с удовольствием посещали общие лекции в Доме ученых и в кинотеатре «Москва» (теперь ДК «Академия»). Чем крупнее ученый, тем интереснее его слушать и тем доступнее он объяснял.
Это было время необыкновенного творческого подъема и веры в светлое, доброе будущее. В коллективе молодых учителей ковались новые кадры. Примером может служить семья педагогов Сиволобовых, Петра Спиридоновича и его супруги Галины Дмитриевны, начавших свою деятельность в 125-й. Они тоже внесли большой вклад в становление и развитие первой школы Академгородка. А позже Петр Спиридонович стал директором 166-й и много лет работал в этой должности.
Неравнодушие, открытость всему новому, желание сообща строить настоящее и будущее отличало жителей Городка первых лет. И многие его дальнейшие успехи были заслугой первых учителей, не побоявшихся трудностей.
Ну а школы №125 с недавних пор нет. Осталось только здание...
Евгений МАРКОВ
(при оргподдержке детской киностудии «Поиск»)
На снимке Б. Мордуховского: школа №125 в 1962 году
Комментарии