• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 00:21 вторник, 25 июня
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    25.06.2019
    USD: 62.91
    EUR: 71.6
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Перевод с космического

    Перевод с космического

    Перевод с космического

    «С удовольствием несу науку в массы», – таков девиз жизни человека, который умеет доступно и просто рассказывать о бесконечном и непознанном. Знакомьтесь: популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН Дмитрий ЭПШТЕЙН. С ним наш корреспондент пообщался во время городских Дней науки.

    В чём Ваша область научных интересов и с чего началось преподавание астрономии?

    – Я математик, физик и программист в одном лице, работаю в области вычислительной аэродинамики. Рассчитываю, как движутся летательные аппараты, как капсула с космонавтами падает вниз. А астрономия... Однажды меня спросили, могу ли прочитать курс астрономии. Ответил: «Наверное». Вообще в Новосибирске мало профессиональных астрономов и они неразговорчивые. Есть исследователи по моделированию звёзд, каким-то отдельным темам, но конкретно космологией как наукой не занимается, по-моему, никто.

    Сложно сочетать преподавание с исследованиями?

    – Мне пришлось несколько уменьшить сейчас свою научно-исследовательскую работы, так как стал заниматься преподаванием и научно-популярными лекциями, которые тоже отнимают немало времени. В институте видят, как я популяризирую нашу деятельность и науку в целом, и позволяют совмещать. Пока получается. Но если приглашений станет ещё больше, придётся выбирать и кому-то отказывать. Хотя лекции читать мне нравится, и школьники обычно хотят, чтобы ещё приехал.

    Какие популяризаторские мероприятия запланированы в мае?

    – В планах около десяти научно-популярных мероприятий: лекции на городских Днях науки, выступление на международном фестивале Pint of Science, на фестивале школьных научных проектов, встречи с детьми и подростками. Например, недавно в клубе «Другие книги» прошло занятие с младшей группой, посвящённое «Незнайке на Луне» Носова. Мы поговорили про Луну, запустили несколько раз макет ракеты, попрыгали в невесомость. В четверг 17 мая в честь четырёхлетия книжного магазина «Перемен» состоялась лекция о числе «4» в физике и астрономии – взаимодействиях, направлениях, состояниях, планетах, и даже немного о технике: почему в комнатах чаще всего четыре угла, а у машин четыре колеса? Это всё имеет свою физическую причину. Речь идет не только о фундаментальной науке, но и о прикладной.

    В апреле отмечался День космонавтики? Было что-то особенное?

    – В этом году «Юрьева ночь» была посвящена Стивену Хокингу. Я рассказывал о том, что этот великий учёный, прикованный тяжёлой болезнью к инвалидному креслу, всю жизнь мечтал побывать в космосе, а в последние годы даже готовился к полёту. В 2007-м он испытал состояние невесомости на специальном самолёте НАСА «Боинг-727-200». Это пример целеустремленности и силы духа.

    У Вас счастливая семья, где растут двое дошколят. Плюс научная работа. Как всё успеваете?

    – Только благодаря тому, что могу сочетать разные виды деятельности. Рассказываю на открытых лекциях про космонавтику, потому что связан с этой отраслью. Работа позволяет быть в теме, отслеживать периферию, нюансы. Новости вроде полёта машины Илона Маска на орбиту мы с коллегами обсуждаем за чаепитием – так можно узнать детали, мнения разных учёных, скорректировать свою точку зрения.

    Как стать экспертом в области популяризации науки?

    – Для этого необходимо много читать, потом ещё много читать, и лишь затем пытаться делать свои выводы. Обсудить с коллегами, понять, что твои выводы неверные. Повторить процедуру несколько раз и после этого, возможно, к твоему мнению начнут прислушиваться. Перед тем, как у меня получилось прочитать лекцию, наверное, две или три испортил. Было за них стыдно. До сих пор бывают выступления, которые не хочу повторять. Пара подобных лекций на доработке. Только после 50-100 часов опыта начинается результативная работа. Два-три года по количеству школьных часов начитаешь – и можно сказать, что ты эксперт. Вообще я научился объяснять сложное просто. Сначала тренировался на родителях. Они у меня инженеры, а не учёные, но им было интересно, чем занимаюсь. Благодаря родителям появился интерес к физике: дома было много литературы, которую подбирали с учётом научных предпочтений.

    Сложно ли давалась учёба в школе?

    – Бывало, как Эйнштейн, занимался на тройки. Физика была на четыре и пять, языки – на три и четыре. До сих пор дружу со своими учителями литературы, физики и математики. Очень тёплые отношения сохранил в ФМШ. С удовольствием общаюсь со своими бывшими преподавателями, которые сейчас стали коллегами.

    Вопрос как к астроному:  какое Ваше любимое созвездие?

    – Созвездие Ориона (отвечает после некоторого раздумья – прим. автора). Оно расположено по направлению к моему дому. Там находится очень яркая туманность и две звезды, которые в своём роде можно считать исключениями в астрономии. Обычно внутри созвездия звёзды нумеруют греческими буквами «альфа», «бета», «гамма» в зависимости от степени яркости. В Орионе этот порядок нарушен: альфой у него стала вторая по яркости звезда, зато она первой восходит над зимним горизонтом.

    Сочетания звёзд, которые мы привыкли для себя обозначать как созвездия, у профессиональных астрономов называются астеризмами. Причём астеризмы иногда могут находиться «на территории» разных созвездий, например летне-осенний треугольник или зимний.

    Зачем человеку нужны космические исследования? Ведь они дорогие и мало применимы для практических целей.

    – Сам часто сомневаюсь: нужно ли человеку лететь в космос? Задаюсь вопросами: зачем нам исследовать Вселенную, как открытия, которые мы там сделаем, могут повлиять на нашу жизнь сейчас? И не всегда ответы очевидны. Беседовал об этом с математиками – и они говорят: те законы, которыми мы сейчас пользуемся, во всех науках разработаны 100 лет назад, и то, что мы исследуем сейчас, может пригодиться спустя 100-150-200 лет. Поэтому на своих лекциях пытаюсь показать ребятам взаимосвязь между открытиями разных отраслей науки, сделанными в разное время. Сегодня физика тоже во многом работает на перспективу. В любой момент может появиться инженерный запрос, а мы его сможем решить своими силами и средствами.

    И еще один вопрос. Какие книги, популяризирующие астрономию как науку, советуете прочесть?

    – Начать можно с книг Карла Сагана «Космос», «Голубая точка», а продолжить Стивенгом Хокингом, Нилом Тайсоном. Можно ещё почитать «Как мы будем жить на Марсе» Стивена Петранека (свой экземпляр этой книги я подарил областной научной библиотеке). Из отечественных авторов, которых не очень много, наиболее признаны, конечно, Владимир Сурдин и Сергей Попов. Кроме того, можно посмотреть множество научно-популярных фильмов в интернете. Среди них могу выделить проекты «Космос» всё того же Сагана, «Вселенную» (The Universe), в которой снимались астрофизики Тайсон, Каку, Филипенко и другие, а также сериал Discovery «Как устроена Вселенная».

    Беседовала Мария КАНДИНСКАЯ.

    Фото предоставил Дмитрий Эпштейн.

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Любимое дело
    «Память общая и песня общая»
    638 2
    "Навигатор" № 23 (1194) от 14.06.19
    Человек и общество / Любимое дело
    Микромамонт Анискина
    246 0
    "Навигатор" № 1 (1172) от 11.01.19
    Человек и общество / Любимое дело
    В минуте – скопление смыслов
    424 2
    "Навигатор" № 27 (1147) от 13.07.18
    Человек и общество / Любимое дело
    В кадре – храмы Сибири
    856 0
    "Навигатор" № 44 (1113) от 10.11.17
    Человек и общество / Любимое дело
    Наш удивительный садовник
    609 0
    "Навигатор" № 40 (1109) от 13.10.17
    Человек и общество / Любимое дело
    Ольга БАБИЧ: «Я не боюсь экспериментов»
    1523 1
    "Навигатор" № 16 (1085) от 28.04.17

    Популярное