Олег Табаков: «Умейте зарабатывать!»
Олег Табаков: «Умейте зарабатывать!»
12 марта ушёл из жизни Олег Табаков. Это известие болью отразилось в сердце многих россиян. Наш корреспондент Юрий Татаренко нашёл в своём архиве интервью с прославленным артистом, на тот момент художественным руководителем сразу двух театров – МХТ имени А. Чехова и театра-студии под руководством О. Табакова, в народе называемого «Табакеркой». Автор взял его 11 лет назад, но и сейчас оно не менее интересно, чем тогда, в конце 2006 года.
– Как Вас встретил Новосибирск?
– Добросердечно и ласково. Я ведь у вас не впервые. Новосибирск – один из городов, глядя на который можно понять, что деньги страны не только хранятся в Стабфонде, но и задействованы практически. В это году наша труппа поездила по России, и могу сказать, посоревноваться в результатах строительного бума с вами могут только Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.
– За три дня до Нового года приехать с двумя спектаклями в Сибирь Вас пригласил на своё 15-летие коллектив «Афины Паллады». А ваш театр часто принимает подобные предложения?
– Друзья моих друзей – мои друзья. Таким образом мы и соединились здесь и сейчас. Должен сказать, пятнадцать лет – это не большой возраст. Это подтверждённый факт преодоления суровых испытаний. Год назад нашему театру исполнилось двадцать лет. В 2008-м МХТ 110 лет, ну а Москве сами знаете сколько.
– Определённо точно, что новый год будет лучше предыдущего! Известно, что скоро на Садовом кольце откроется новое здание «Табакерки»…
– Так всё это время мы не вылезали из подвала! Я вообще избегаю этого названия – «Табакерка». Подвальный театр – в этом его история. Мы вычистили подвал, куда не просто зайти – заглянуть было страшно! А сейчас наши разъезды по городам и весям связаны с масштабной технической переоснащенностью сцены. Мы побывали в восемнадцати городах. Но в порядке определения места гастролей преобладает коммерческая сторона. Я считаю, это целесообразно, если театр на выезде заработает больше, чем дома.
– За счёт желающих увидеть спектакли?
– Когда театр едет на гастроли, я выбираю бизнес-структуру, которая обеспечит тот уровень цены билета, который по карману зрителю. Для меня важно, кто сидит в зале. И в Москве у нас есть квота: 20 процентов билетов – по сто рублей. А за границей – мы недавно вернулись из Чехии – за месяц до начала гастролей были раскуплены все билеты. Которые продавались вдвое дороже обычной чешской цены.
– Госдума приняла закон о переходе театров на самоокупаемость. Как к этому относитесь?
– Девять из десяти моих коллег-руководителей живут, как глупые брёвна по течению. Но ведь прошло уже 16 лет капитализма, пора бы прекратить устраивать нервотрёпку себе и власти. Просто честно ответьте на вопрос: насколько вы состоятельны как управленец? Выживут те, кто научится зарабатывать деньги. Сегодня в Новосибирске театр под руководством Табакова, а совсем недавно у вас гастролировал Большой драматический театр имени Георгия Товстоногова. Сравним одну цифру. За прошлый 2005 год БДТ заработал 17 миллионов. А наш театр – 61, и это число свидетельствует лишь о некой финансовой нормальности ситуации. Я не сравниваю художественные составляющие театров. Но ведь не зря говорил Станиславский, что и у самого посредственного актёра есть поклонники – это родственники со стороны жены. Театру необходим коммерческий успех. Сидите в директорском кресле и не можете обеспечить достойное существование вверенного вам коллектива – значит, вам надо переквалифицироваться.
– В управдомы?
– Поймите, получать столько, сколько полагается при капитализме, и при этом иметь социальные гарантии социализма, нам не удастся.
– Программное заявление. А что думаете про театр и политику, есть ли у них общее?
– Я не по этой части. Спросите у Басилашвили. К власти я отношусь равноудалённо. Я играл при Хрущёве и Брежневе, Горбачёве и Ельцине. Сейчас вот – при Путине… Я всегда был и остаюсь человеком театра.
– Хочу задать вопрос из другой близкой Вам области – кино. Вы смотрели «Тихий Дон»? Насколько удалось Вашей супруге Марине Зудиной озвучивание шолоховской Аксиньи?
– Вы знаете, я не оцениваю работы актрисы Зудиной. Как говорится, жена Цезаря – вне подозрений. Что касается последнего фильма Бондарчука, я не смотрел его целиком. Но хочу сказать следующее. Из обрезков был составлен коллаж и показан под громким названием. Я работал с этим выдающимся деятелем. Его представление о кино мощнее и сильнее. И теперь к Сергею Фёдоровичу можно отнести слова Тютчева: «Не говори с тоской: их нет… Но с благодарностью – были!»
– А есть ли сейчас хорошее российское кино?
– «Остров» Лунгина мне представляется очень серьёзным и необходимым народу фильмом. «Изображая жертву» – по достоинству высоко оценён и у нас, и в Европе. Но должен сказать, одноименный спектакль в МХТ – глубже, теплее, горше, нежели фильм. Есть такое понятие «фестивальное кино», и Кирилл Серебренников снял именно такую картину. А наиболее сильные мои впечатления – от работы Андрея Звягинцева «Возвращение». Вообще, русское кино выздоравливает. Признак этого – те деньги, которые в него вкладываются и возвращаются с прибылью.
– Неплохая идея фильма «Возвращение-2», где вполне уместно было бы задействовать предприимчивого Кота Матроскина…
– Да мне надоело о нём слышать! Сколько можно: Матроскин, Матроскин… Чтобы все узнали, что коты бывают разные, я озвучил Кота Гарфильда. Между прочим, в России он собрал кассу в пять миллионов долларов!
– Дед Мороз перед Новым годом собирает детские просьбы исполнить заветную мечту. Разумеется, всем приятно и просто получать подарки. А вы любите их дарить?
– О, я это делаю регулярно! И родным, и близким – а как же? Только что был в Самаре, откуда Галине Борисовне Волчек привёз презент. Там, несмотря на все запреты, на рынке продаётся чёрная икра.
– Да уж, не хлебом единым жив человек… Чего пожелали бы в новом году тем, кто прочтет этот материал?
– Здоровья и сил – чтобы всем вместе как-то решать демографическую проблему России! Выполнение этой задачи весьма неплохо сказывается на внешнем виде человека. Посмотрите на меня и попробуйте с этим не согласиться!
– Отец девятимесячной дочурки выглядит потрясающе! Это просто необходимо запечатлеть! Можно с Вами сфотографироваться?
– Ой, вот этого я не люблю! Извините, у меня дела…
– Ну хоть автограф дайте, пожалуйста – на этом листе А4!
– (внимательно посмотрев.) А я Вам ничего не буду должен?
– А я – Вам?
Но этого вопроса вечно спешащий и всюду успевающий Олег Павлович уже не услышал.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии