Один штрих к портрету времени
Один штрих к портрету времени
Один штрих к портрету времени
Не знаю, как в других городах и весях, а у нас в новосибирском Академгородке в последние годы наблюдается повальное увлечение юбилеями. Трех-, пяти-, десятилетие учреждений, организаций, фирм... Но главное, это празднования 40-летий! Промолчу о моем отношении к всевозможным юбилеям, а просто воспользуюсь случаем, чтобы в очередной раз порассуждать о роли личности в истории. В данном случае речь идет об истории (и сегодняшнем дне) становления и развития культурной жизни нашего Академгородка. Повод – празднование 40-летия Дома ученых Сибирского отделения РАН, а разговор пойдет о первом директоре Дома – Владимире Ивановиче Немировском.
Возможно, для жителей мегаполисов проблемы Академгородка 60-х не представляют особого интереса. Однако проблемы эти обладают общностью для всех наукоградов, в которые съехались вчерашние молодые столичные жители – для Черноголовки, Пущина, Дубны и т.д. В Сибири же была своя специфика, определяемая неприятием гуманитарной составляющей как со стороны политического руководства региона, так и со стороны нашего научного лидера. Они видели определенную опасность в выходе активности за пределы кухонь. Тем не менее, по штату был положен Дом культуры (сиречь, кинотеатр), а в перспективе и Дом ученых для проведения конференций, совещаний, ну и некоей культурной жизни по вечерам.
В середине 60-х годов директором Дома культуры, а чуть позже и Дома ученых был назначен инженер-конструктор Института ядерной физики Владимир Иванович Немировский. Имел ли он отношение к культуре? Безусловно, поскольку занимался живописью, интересовался и всеми иными искусствами. Самое важное – Владимиру Ивановичу абсолютно был чужд синдром Людовика XIV («государство – это я»), столь характерный для большинства малых, средних и больших начальников. С первых дней его «воцарения» он прилагал усилия к тому, чтобы рядом были инициативные люди, заинтересованные в развитии культурной жизни Академгородка. Речь шла не только о постоянных (штатных) работниках, но и об общественниках. Именно это качество позволило новому директору собрать и возглавить отличную команду.
За примерами далеко ходить не нужно. В качестве помощника по кино он принял на работу журналистку из Риги, которая приехала к нам, спасаясь от какого-то преследования на своей родине. Это была Леония Мундециемс, статью которой о фильме Бергмана «Земляничная поляна» перепечатал недавно «Навигатор» из старого номера газеты «За науку в Сибири». Леония вместе с нашей небольшой группой приняла самое активное участие в создании киноклуба «Сигма», работающего, кстати, уже 39-й год. Сама она впоследствии окончила ВГИК, сейчас работает режиссером в Германии.
Чтобы закончить разговор о кино, вспомним, что с подачи Владимира Ивановича именно киноклуб занялся формированием текущего репертуара. И вот результат – на протяжении нескольких лет кинозал Дома культуры перевыполнял финансовый план, демонстрируя исключительно так называемые «некассовые» фильмы.
Уже в Доме ученых Немировский инициировал создание картинной галереи. Его помощник М. Макаренко сумел организовать у нас выставки А. Шурица, Н. Грицюка, П. Филонова, М. Шемякина, Р. Фалька. Выставки чрезвычайно интересные, однако, с точки зрения ортодоксально настроенных администраторов, по меньшей мере спорные (если не вредные). Следует сказать, что ответственность за все происходящее в ДК и ДУ лежала на директоре, т.е. на том же Владимире Ивановиче. А желающих «ущучить» непокорного руководителя было предостаточно.
Апофеозом послужил небезызвестный фестиваль авторской песни, который был организован клубом «Под интегралом», но проходил-то он в Большом зале Дома ученых! История этого фестиваля, связанная с участием Александра Галича, хорошо известна. Вскоре после этого эпоха Владимира Ивановича Немировского в Доме ученых была окончена. Он уехал из Академгородка, жил в Москве, где и скончался в 1980 году.
Однако первый директор сумел дать очень мощный импульс всему предприятию. Он помог становлению действенного совета ДУ, привлек к работе достойных штатных сотрудников (назову, к примеру, Нину Васильевну Соболеву). Этот импульс помог всем нам пережить трудные времена 70-х годов при совсем других директорах Дома.
В заключение остается заметить, что такие люди, как Владимир Иванович Немировский, могут уйти из жизни чисто физически, но в умах и сердцах тех, кто его знал и имел с ним тесный деловой и человеческий контакт, он остается живым и незабываемым.
Леонид БОЯРСКИЙ,
президент киноклуба «Сигма».
Комментарии