Обижать ли девочек?
Обижать ли девочек?
Недавно наблюдала в детском саду отвратительную картину. У нас группа разновозрастная, все детки и мамы вышли на улицу, а одна девочка давай дразнить мальчика. Девочка достаточно крупная (я думала, она школьница уже), мальчик ее на два года младше. Дразнила его, дразнила, а мама ее спокойно наблюдает. Моя дочь уже просит: «Маша, ты понимаешь, нельзя его так дразнить», пацан ревет, его еще и уронили... К счастью, в этот момент мама девочки вмешалась и остановила ее, прекратив издевательства над мальчиком. Еще немного, и я, вопреки своим представлениям о том, как правильно обращаться с детьми, вмешалась бы и, скорее всего, была бы сурова к Маше. Эта ситуация заставила меня задуматься: сына учу, что девочек обижать нельзя, но даже мне очень хотелось эту Машу стукнуть! На мягкие и корректные замечания она никак не реагировала.
Девочки бывают разными. В детском саду и начальной школе они зачастую крупнее и физически более развиты, чем мальчики, да и вести себя могут по-разному, в том числе и агрессивно, благо физическая сила на их стороне.
Тем не менее культурные традиции таковы, что девочек принято беречь и защищать. Мальчикам мамы довольно часто транслируют подобные запреты. Следовательно, послушный, спокойный, скромный мальчик может оказаться заложником семейного предписания: девочек обижать нельзя! Попадется под руку такой Маше и будет страдать: с одной стороны, «девочек обижать нельзя», с другой стороны, например, «настоящий мужик не плачет и не жалуется». Мальчику может быть очень тяжело: защитить себя он не может, ответить девочке не может, пожаловаться старшему не может (он же мужик, а не ябеда какая-то!) и даже выразить своей обиды слезами, например, тоже не может (он опять же мужик, а не плакса). Последствия могут быть самые разнообразные: от нежелания ходить в сад, где он попадает в такую безвыходную ситуацию, до частых простудных заболеваний (если я не хочу ходить в сад, что мне может помешать съесть сосульку на прогулке, спрятавшись за веранду?) или тиков от эмоционального напряжения.
Поэтому в воспитательных целях лучше применять более гибкие формулировки. Пусть пожелания трансформируются в зависимости от обстоятельств, будут конкретными, без глобальности и абстракции. Хотя, наверное, можно и что-то глобальное сформулировать, например: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Не только с девочками, но и с мальчиками, и даже со взрослыми людьми.
Имеет смысл разбирать каждую конфликтную ситуацию, анализировать ее вместе с ребенком на доступном ему уровне. Кто как поступил? Как думаешь, почему так поступил? Кто и что сказал? Как можно было поступить иначе? Как можно было сказать иначе? Что можно сделать, чтобы все были довольны?
Когда речь идет о дошкольниках, разница в возрасте в два года представляется существенной. Вы совершенно правы, эта ситуация без вмешательства взрослого не могла быть разрешена. Вы можете сделать замечание агрессору, воздействовать иначе посторонний взрослый не имеет права, поэтому можно сосредоточиться на обижаемом, например, вывести его из «критической зоны», буквально встать между ним и обидчиком.
Все дети разные, воспитаны по-разному, не все могут одинаково легко защитить себя. Младшие по возрасту особенно нуждаются в такой защите. Не стоит пускать ситуацию на самотек в надежде на то, что ребенок справится самостоятельно. Как-то он, безусловно, справится, но скольких не всегда оправданных усилий это может ему стоить?
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии