• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 23:20 четверг, 21 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    21.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Национальный парк на Шлюзе. Взгляд специалистов

    Национальный парк на Шлюзе. Взгляд специалистов

    Национальный парк на Шлюзе. Взгляд специалистов

    В начале октября состоялось заседание районного Ландшафтного совета (наша газета рассказывала о нем в №41 от 24.10.2014). Его участники решили подготовить обращение в правительство области с предложением создать национальный парк на территории шлюзовского леса – зеленой зоны от Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения им. Мешалкина до микрорайона «Балтийский». «Навигатор» решил узнать, как к этой идее относятся специалисты.

    Юрий ЛИТВИНОВ, заместитель директора Института систематики и экологии животных СО РАН, д.б.н.:

    – Главные признаки для выделения особо охраняемой природной территории (ООПТ) – уникальность ландшафта, редкие виды животных и растений. Вблизи болота Гладкое есть несколько видов растений, занесенных в Красную книгу, но они встречаются и в других местах. Крупных млекопитающих, редких земноводных, пресмыкающихся, насекомых, насколько выясняли сотрудники нашего института, здесь нет. Раньше в этом лесу жили лоси. Есть свидетельства, что их видели снова. Но, думаю, зверь оказался там случайно. Лоси предпочитают большие глухие леса. А здесь площадь около 500 гектаров, территория окружена дорогами, жильем. Если, например, огородить это место и заселить животными, они не смогут нормально существовать. В таких экспериментах не вижу смысла. Для сохранения зверей, птиц, насекомых можно создать охраняемую территорию регионального значения. На уровень федерального парка она не тянет.

    Еще есть такая форма охраны, как памятники природы. Это  участки, где проводится работа по сохранению обитателей леса. У нас в институте был опыт создания таких зон, например, для охраны шмелей, муравьев, стрекоз. И в шлюзовском лесу можно выявить участки с редкими видами и охранять их.

    Николай ПАЛИГИН, главный лесничий СО РАН:

    – С инициаторами создания национального парка мы не раз общались. Думаю, они хотят придать такой высокий охранный статус этой территории в силу своей неосведомленности. Шлюзовской лес уже охраняется в силу того, что относится к городским лесам. Главное – чтобы муниципалитет понимал это и ни шагу туда не делал. Чтобы сохранить этот участок, в первую очередь надо определить его границы и поставить на кадастровый учет. Можно также придать статус особо ценного лесного участка, для этого еще раз детально изучить, что там растет и кто проживает. На мой взгляд, у этого леса только рекреационная и защитная ценность, уникальности по флоре и фауне практически нет, за исключением периодического проживания лосей.

    Вячеслав ТАРАКАНОВ, директор Западно-Сибирского филиала Института леса, д.с.-х.н.:

    – На сегодняшний день приходится признать, что идея вписывания естественных экосистем в урбанизированный ландшафт потерпела фиаско. Когда начинали строить Академгородок, думали, что возведем в лесу дома, будем красиво жить среди природы. Но так, к сожалению, не получается. Естественные экосистемы начинают изменяться, причем не в лучшую сторону.

    Шлюзовской лес – участок с такими же проблемами. Он деградирует, уменьшаются продуктивность и биоразнообразие. Это затрагивает и болотные экосистемы, которые фильтруют и аккумулируют загрязнение. Если предположить, что здесь вопреки логике и существующим критериям будет создан «национальный парк», то это никак не украсит город и область.

    Думаю, тут надо ставить вопрос по-другому. Раз мы не в силах поменять модель цивилизации, но хотим сохранить такие зеленые уголки, надо создавать вблизи городов искусственные экосистемы, максимально устойчивые к рекреации и загрязнению. Чтобы избежать гибели редких растений, таких, как венерин башмачок, еще 2-3 вида из Красной книги, можно и нужно перенести их в более защищенные ландшафты.

    Юрий ИЛЬИЧЁВ, ст. научный сотрудник Западно-Сибирского филиала Института леса:

    – Не так давно мы обследовали этот участок, сравнили данные лесоустройства 2004 года с современными. За 10 лет его санитарное состояние ухудшилось, идет усыхание отдельных деревьев и целых групп (в основном вызванное корневой губкой). Тропиночная сеть отсутствует, вытаптывается травяной покров, повреждаются корни деревьев. Все сосновые массивы, которые примыкают к Институту имени Мешалкина и далее к садоводческим обществам, серьезно повреждены. Ближайшая от дорог полоса метров 50-60 загрязнена. Деревья ослаблены. Но вдоль Бердского шоссе посадки уже адаптировались, стали более устойчивыми к загазованности. Этот «барьерный» участок важен для сохранения целостности данного массива.

    По сохранению лесных насаждений из-за отсутствия средств за 10 лет выполнили лишь некоторые работы. Однако естественные процессы не остановить. Березам сейчас по 60-70 лет, скоро начнется естественный процесс распада. В нормальном лесу после этого началось бы постепенное длительное восстановление сосны. Но в урбанизированном, если не вмешается лесовод, чаще всего происходит смена на травяно-кустарниковые сообщества.

    В целом территория не подходит для национального парка. Здесь целесообразно выделить некоторые участки как памятники природы. В березовой части нужно уже сейчас вводить хвойные культуры из более долговечных и устойчивых к рекреации видов, в сосняке вести санитарные выборочные рубки спелых, больных деревьев. Переформирование требует вложений, но без этого состояние леса будет ухудшаться.

    Отмечу, что не надо всегда принимать за истину отношение населения. Оно зачастую основывается на визуальном и эмоциональном восприятии, а не на специальных знаниях. Например, два года назад мы ездили на обследование вырубки гари в Ордынский район. Люди увидели, что на лесовозах везут сосны, забили тревогу. На спиле деревья смотрелись как здоровые, но кора у них была опаленной, луб – поврежденным. Через два года сосны посинели бы и все равно засохли. И древесина пропала бы, и короеды завелись. Но люди, не зная этих особенностей, жаловались. Необходимо восстанавливать полноценное экологическое просвещение населения, к которому обязательно привлекать опытных специалистов.

    Андрей ХРАМОВ, директор МКУ «Горзеленхоз»:

    – Любая особо охраняемая природная территория федерального значения по закону №33-ФЗ относится к категории «Земли особо охраняемых территорий». Шлюзовской лес расположен на землях категории «Земли населенных пунктов». Чтобы создать ООПТ регионального или федерального значения, нужно перевести земли в другую категорию. Пойдут на это город или область, большой вопрос.

    О создании охраняемой природной территории местного значения говорить можно. Но нужна ли она? Границы городских лесов утверждены постановлением мэрии. Кроме того, есть два приказа Рослесхоза о создании Новосибирского городского и Академического лесничеств. По градостроительному зонированию здесь самый жесткий регламент – Р-1.

    С административной точки зрения памятники природы местного значения, особо ценные лесные участки – это особые режимы использования территории, относящейся к категории «Земли населенных пунктов». В Заельцовском районе, к примеру, создан «Дендропарк» – памятник природы регионального значения с особым режимом охраны. В шлюзовском лесу тоже можно сделать нечто подобное, и при этом не придется проходить через такую сложную процедуру, как смена категории земель.

    Для начала нужно понять, что и для каких целей делать: просто сохранять лесную среду, создавать парк либо выделять особо охраняемые объекты. Каждый вид использования территории требует своих хозяйственных мероприятий, дает разные возможности по посещениям. Понятно желание общественников сохранить природу. Но при создании ООПТ эмоции не лучший советчик. Такие серьезные вопросы прежде всего нужно обсуждать со специалистами различных направлений – экологами, ботаниками, зоологами, земельщиками, юристами.

    Подготовила Татьяна ОСИПОВА

    26.11.2014, 11:47 Незнайка
    Кароче, нужно делать пикет! С комуняками
    26.11.2014, 08:43 Местный
    Михаил, "неприятные последствия" УЖЕ НАСТУПИЛИ - причем, для всех жителей Академгородка, в виде ухудшающейся экологической обстановки. Случилось же это по вине нерадивых чиновников, олицетворяющих власть. Поражаюсь, как люди, вроде вас, не понимают, что правомерная критика некомпетентных и безответственных действий чиновников идет не ради собственных амбиций, а от возмущения нынешним положением дел и желания изменить жизнь к лучшему.
    26.11.2014, 06:03 Вова
    Михаилу:
    Люди разные бывают. Некоторым это приятно
    25.11.2014, 22:55 Михаил
    Искать авантюризм ради собственных амбиций, просто для того, чтобы был противовес действиям властей, либо по незнанию делать те или иные движения – это может привести к неприятным последствиям.
    Осознают ли их общественники, которые считают себя профессионалами во всем?
    24.11.2014, 19:21 Сколько парков в Новосибирске?А сколько в Лондоне?
    Сколько парков и скверов в Новосибирске? А сколько в Лондоне?
    (удалено модератором - ссылки запрещены правилами размещения комментариев). Есть над чем подумать!!!
    24.11.2014, 15:10 Местный
    Автору "Местный Вове": Не надо под меня "косить", если УМА на собственный ник не хватило!
    24.11.2014, 10:27 Местный Вове
    пойдем ль мы?- Выйдем ль мы!
    24.11.2014, 10:25 россиянка
    Читала речугу ЭКОЛОГАи прямо дивилас?ь как же это возможно, ну точно как если бы академик Кругляков воскресе. Как говорит. и говорит как пишет. Только вместо административная наука надо правильно читать лженаука...
    24.11.2014, 07:57 Эколог
    "Лесовичку", хорошее имя, да вот похоже не в лесу живёте, так что лучше городовичком бы представились.
    На Коптюга всё намного сложнее.Восстановление леса и создание устойчивого биоценоза каким является природный лес дело очень не простое требует терпения на многие десятилетия, от того больше всего и беспокоятся все образованные и грамотные и не продажные экологи, лес не огород, к сожалению.
    На Коптюга академическая наука полностью показала себя ничтожной и вопли Диканского и иже с ним (заседание в НГУ перед вырубкой ), Федорука (нынче) говорят, что из себя представляет наша наука. Как "крик убей клеща- уничтожь лес", так и "появилась губка - уничтожь лес и сразу застрой" немедленно, а то гляди там на этом месте ещё что-то образуется.
    Средневековым мракобесием несёт за версту от этой административной науки и её прислужников.Мы видим постоянное шельмование в угоду примитивным и недальновидным формам развития. При вырубке 4 га природного борового леса,около НГУ, что только не говорили эти представители от административно научного сообщества в стенах академической науки, где ещё не так давно обитал дух его основателей - в НГУ. Административное сообщество манипуляторов сознанием и по-сути, как лже учёные ( или уже стали таковыми) и в своей негативной деятельности оболванивания многократно превосходят всех вместе городских сумасшедших. Решили использовать слово некогда святое Наука для манипуляции сознанием. Дискредитация науки и самих себя, это самое худшее, что может сделать человек получивший право от лица её вещать.
    24.11.2014, 01:21 Лесовичок
    Как-то народ сосредоточился на "заказе" и упускает главное, что отметили специалисты: можно сделать особо охраняемую природную территорию любого другого статуса, но не национальный парк, потому что эта территория просто на него не тянет. Ради интереса поищите в Интернете, например, Забайкальский национальный парк, где действительно всемирная ценность, и сравните с тем, что есть у нас.
    Пока будет идти борьба за статус, лес будет продолжать хиреть. Надо бороться за его восстановление, за прекращение сброса в болото ливневых стоков из Щ и Шлюза. Спецы есть, но денег им не дают. И работать тоже. Зеленые на Коптюга встали за лес - там лесничество отказалось от всяких рубок. А посмотрите во что его за 10 лет губка превратила. Нам только кажется, что мы все за природу знаем. А она или тихо гибнет, или нам мстит...
    23.11.2014, 23:10 Незнайка
    Местному:
    Чо на пикет, то вместе пойдем?
    23.11.2014, 20:22 Местный
    Прежде всего, соглашусь с авторами, считающими статью заказной, - слишком много фраз и нюансов, подтверждающих их правоту. Такое впечатление, что читателей пытаются убедить: мол, ничего страшного, если лес этот сохранен не будет.
    Честно говоря, не являюсь экспертом в области сохранения лесов. Тем не менее, видно невооруженным глазом, что эксперты кривят душой. Не скажу за всю Россию, но в Новосибирске хорошо известна и успешно действует коррупционная схема, когда городские леса перезонируются в категорию для жилой застройки, затем участок сдается в аренду, лес вырубается и продается, а затем строится жилье на продажу. Так, в частности, было с участками на Шатурской в "Щ". В ГУБО мне так и сказали: лес был заражен губкой (один в один с комментариями Ильичева!), а потому был перезонирован и вырублен. Т.о., Палигин откровенно лжет, утверждая, что статус "городского леса" охраняет Шлюзовской лес. Добавлю, что констатация экспертами неудовлетворительного состояния леса свидетельствует о плохой работе того же Палигина, а не о необходимости лес перезонировать и вырубать!
    Кроме того, я категорически не согласен с Таракановым, что, дескать, идея создать город в лесу не удалась. Все было прекрасно первые лет 30, пока не начали бездумно все вырубать направо и налево, используя коррупционные схемы! Экология становится в Академгородке все хуже - факт. Виной же тому - безобразная работа профессионалов, не обеспечивающих лесу должный уход, и рвачество местных продажных чиновников, усугубляющих экологическую ситуацию совместно с горе-предпринимателями.
    23.11.2014, 14:51 Вова
    Мадам, Вы радио слушаете FM? А телевизор? Московский шоумен Соловьев уже вторую неделю кошмарит Областную и Бердскую администрацию. Грозится всех порвать. Просит жителей Новосибирска, Академгородка и Бердска активно сливать компромат, что у кого на кого есть. Пользуйтесь, пока есть возможность!
    23.11.2014, 14:37 Грузь Лозановна Виноградьева
    Вова, драконьевская какая-то Ваша запись однако. Это на что же Вы намекаете то? Или на кого.
    23.11.2014, 14:33 Томичевская К.
    В поддержание Лешего с его отповедью торгующим лесами назову себя не побоюсь этого слова - кикиморой. Ведь это существо мирно сосуществует с лесом,являясь в каком то смысле его плотью и кровью. Так вот по-бабьи просто говорю - не знаю никаких ваших ученых измерений иозабоченностей неликвидом лесным, а просто шибко жалко леса, как той Саше некрасовской: "... мне и сейчас его жалко до слёз! Сколько там было кудрявых берёз!". - Как будто она про снос нашего приуниверситетского леса речь вела. Тоже вроде суетились тогда... И что?
    23.11.2014, 14:11 Вова
    Лешему:
    Пишите Соловьеву (Владимиру Рудольфычу) пока он в теме
    23.11.2014, 13:39 леший
    Да будет ли предел этому безудержному воровству?! А эти "специалисты" без стыда и совести и леса Академгородка под вырубку и застройку давно сдали. Куда мы катимся? Да по закону даже если лес пожаром уничтожен, его на этой территории надо восстанавливать, а иное использование запрещено. Не удивлюсь, что лес на Шлюзе начнет срочно гибнуть, как и в Городке.
    22.11.2014, 13:15 Вова
    А чего вы хотите от чиновников?
    Строить баррикады – участь голодных и обиженных
    22.11.2014, 12:58 Туполь
    В общем, сплошное бла-бла-бла. Ни одного конструктивного предложения с конкретным механизмом его реализации. Создается впечатление, что "специалистам" это все, как говорят, по барабану.
    21.11.2014, 10:07 Шлюзовской
    От мнения защитников Шлюзовского бора просто разит дилетантизмом и некомпетентностью. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: "А откуда взялись находящиеся там болота ?". Может быть Вы знаете, кто и сколько заплатил газете? И что это там за учёные с мировыми именами? По- вашему выходит, что наши, местные, спецы в данной области никто и звать их никак? Если имеете какие- то подтверждающие вашу точку зрения исследования учёных с мировыми именами ИМЕННО по Шлюзовскому лесу, то предъявите их. А то языком порожняк гнать- ваше основное дело.
    21.11.2014, 09:41 Татьяна Осипова
    По поводу заказухи. Тема, безусловно, важная, мы готовы опубликовать и другие точки зрения, уважаемые читатели, если они будут высказаны компетентными специалистами и основаны на фактах.
    21.11.2014, 08:00 Очередная заказуха
    В последнее время публикации "Навигатора" просто оторопь вызывают. Где вы все, дорогие городские учёные чиновники, были летом? В августе прошёл международный симпозиум, который отметил уникальность этого нашего Шлюзовского леса, отметив это в своей резолюции, а в секции по охране лесоболотных систем прозвучал доклад об этом месте. В течение трёх дней по этому природному комплексу, изучая его, прошла мини-экспедиция из энтузиастов и учёных. Бурили, проверяя глубину залегания торфа, картировали краснокнижные и редкие растения, обнаружили лёжки лося и т. д. Специалисты отмечали труднодоступность этого массива, его сохранность и т.д.
    От публикации стойко пахнет заказухой. Стоит один раз прогуляться по этому лесу, чтобы понять, что лес не просто продолжает существовать, а и успешно обновляться. Сосны, лесвенницы, берёзы здесь чувствуют себя очень комфортно, а присутствие на этой территории разновозрастных деревьев и большого количества подроста говорит о том, что лес не собирается вымирать, деградировать и т.д. Как бы это ни было мило сердцу чиновников-лесорубов.
    Словно сговорившись, опубликовавшиеся "специалисты" говорили о деревьях, которые видно то с Бердского шоссе, то с территории клиники Мешалкина. Ну, понятное дело, за деревьями леса не видно))) Все скромно умолчали о том, что большую часть этого природного комплекса занимают различные болота, роль которых сложно переоценить в экологии нашего города и Советского района в частности. К тому же именно благодаря этим болотам, их труднопроходимости места обитания краснокнижных и редких растений и птиц находятся там повсеместно и защищены от негативного воздействия.
    Впрочем "некомпетентность и забывчивость" вполне понятны. На этой территории довольно много бывших пионерских лагерей, часть из них ещё функционируют. Памятуя о том, как поступили с бывшим "Юным медиком", землю которого спокойно продали в частные руки и отвели под строительство многоэтажек (в лесу!), есть все основания предполагать, что и с этими лагерями поступят (если уже не поступили) также. Да и клиника Мешалкина не отказалась ещё от своих притязаний на этот массив. "Юный медик" располагался на федеральных землях, там были свои трудности продажи и перевода. Шлюзовские леса - муниципальные. Здесь для чиновников гораздо проще проделать процедуры отчуждения экологически важных зон под нужды бизнеса и свои личные. И вдруг вырисовывается инициатива по государственной охране этого природного комплекса. Ну, как тут не начать привычную кампанию "по приданию лесу статуса загибающегося"?! "Доллары в глазах" мешают видеть экологические последствия вмешательства в эту природную среду.
    21.11.2014, 07:39 Статус ООПТ
    Только статус ООПТ может остановить "коммерса", вот отсюда и вся статья.И заказчик статьи это понимает.
    21.11.2014, 07:35 На скорую руку.
    Только диву даёшься, как у нас все леса вокруг Новосибирска в тех местах где есть коммерческий интерес превращаются сразу в то, что здесь написано.Опять односторонне пишет "Навигатор".
    Думали, тему закрыли, когда прошла Международная конференция и вынесла свою резолюцию в отношении этого леса и болота. Ан нет, не спит коммерсант и поднимает новую волну и так и ищет,где бы что построить. На конференции выступили действительно специалисты мирового уровня и их оценка чётко и понятно сформулирована.
    Мне жаль тех, кто идёт на поводу тех, кто ни перед чем не остановится, пока его не остановят. А в этой публикации, как всегда, "спонсор" не указан. Его так не любят показывать на страницах "Навигатора". Хотя всем, кто в теме, он слишком хорошо известен.

    Другие статьи на тему

    Письма / Возвращаясь к напечатанному
    Сносят старое здание ФМШ
    990 0
    "Навигатор" № 44 (1466) от 08.11.24
    Письма / Возвращаясь к напечатанному
    Непригодно для жизни
    676 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Письма / Возвращаясь к напечатанному
    Каким будет парк «Чербузы»
    944 0
    "Навигатор" № 32 (1404) от 18.08.23
    Письма / Возвращаясь к напечатанному
    Временные остановки
    1037 0
    "Навигатор" № 46 (1368) от 25.11.22
    Письма / Возвращаясь к напечатанному
    Что нужно для КРТ
    3578 1
    "Навигатор" № 40 (1362) от 14.10.22
    Письма / Возвращаясь к напечатанному
    Как защитить лес
    1786 0
    "Навигатор" № 28 (1350) от 22.07.22

    Популярное