На новой войне
На новой войне
На новой войне
2 сентября 1945 г. закончилась война с Японией. «Это означает, что наступил конец второй мировой войне» (Сталин). Мне как участнику войны хочется поздравить всех ветеранов этих событий с праздником победы над Японией.
Коротенько о себе. Отечественную войну я начал 22 июня 1941 г. в составе 37-й танковой дивизии (г. Кременец, Украина, Юго-западный фронт). Отступали до станции Поворино. После получения новой матчасти – в составе 3-й танковой армии отдельный дивизион 85-миллиметровых противотанковых орудий по борьбе с немецкими «тиграми». Участник Курской битвы – Степной фронт, затем Брянский, 1-й Украинский. Дважды ранен. После госпиталя в 1944 г. ограниченно годным направлен на Ленинградский фронт.
Год 1945-й. Наши войска успешно двигаются на запад. Наш артиллерийский дивизион покидает Марсово поле Ленинграда и тоже перемещается на запад. В апреле 1945 г. мы получили приказ погрузиться в эшелон и совершить передислокацию по указанному маршруту, который был известен только командованию бригады. Сначала двигались в направлении Москвы, но вскоре эшелон направился на восток. Было понятно, что едем на новую войну – с Японией...
Иногда случайные события определяют твою судьбу, особенно во время войны. А события развивались так: эшелон наш прибыл в Хабаровск 1 мая. Радиолокационная станция (РЛС), или, как она официально именовалась, СОН 3К (станция орудийной наводки, 3-й канадский вариант), прокатилась через весь Советский Союз и, конечно, нуждалась в проверке работоспособности, что и было решено сделать. Весь личный состав станции, а также КП дивизиона, при котором она находилась, выехали за город, выбрали площадку и развернули станцию, внешне представляющую собой два домика на колесах, которые могут вращаться на 360 градусов. К моему удивлению и, конечно, радости, станция после окончания монтажа и включения через 15 минут заработала. Проверена настройка, целей нет, собрались станцию выключать, как часовой доложил, что приближаются два «виллиса» и «додж» (марки машин). Сообщили командиру дивизиона. К нам пожаловали два генерала, как потом узнали, из штаба фронта. Комдив доложил, что идет опробование РЛС после транспортировки.
– Ваша станция может обнаруживать цели? – спросил один из генералов.
Комдив кивнул мне головой.
– Так точно, товарищ генерал-лейтенант! – доложил я. – Все, что в радиусе 60 миль, обнаруживается точным пеленгатором!
– Ну тогда покажите, на что вы способны! А то у нас тут стоит британская станция, так она, кроме себя, ничего не видит.
«А чего мы будем ловить?» – мелькнуло у меня в голове. В воздухе ни одного самолета! Вдруг по выносному телефону оператор докладывает: цель обнаружена! Через минуту – цель зафиксирована точным пеленгатором! Цель ведется расчетом! Не веря ушам своим, прошу подтвердить.
– Где же ваша цель? – с небольшим ехидством осведомился генерал.
Мне оставалось быстро залезть на крышу точного пеленгатора, и в оптический прибор, который согласован с лучом РЛС, я увидел У-2. С земли на фоне сопок он не был виден. Адъютант генерала подтвердил, что видит самолет. Генерал похвалил нас и весь расчет станции, но удивился, что в расчете были... одни девушки. Нам сообщили, что генералу понравилась наша работа, и СОН 3К остается на охране штаба фронта с приданной, конечно, артиллерией. Вот так У-2 решил нашу судьбу на период войны.
Война с Японией была быстротечной. Это не те четыре года войны с Германией. Это не стрельба из таких же зенитных орудий по «тиграм». Это не Курская битва, когда днем не было видно солнца из-за гари и пыли.
Изгнание японцев из Китая было проведено нашими войсками успешно. Но предстояло разгромить японский милитаризм на островах метрополии. Если учесть, сколько потеряли солдат на Курильской гряде, а американцы – на островах южных морей, потери в Японии составили бы цифру с шестью нулями. Японский солдат – достойный противник. По своему моральному складу и дисциплине в чем-то похож на нас. После сброса первой атомной бомбы на Хиросиму японский генералитет был за продолжение войны, и только вторая бомба образумила японцев и показала бесперспективность продолжения военных действий. Красная Армия сохранила десятки тысяч наших солдат для продолжения рода и восстановления народного хозяйства.
Сталин в своем обращении к народу 3 сентября 1945 г., поздравив с окончанием войны и «наступлением мира во всем мире», также пожелал: «Пусть здравствует и процветает наша Родина!»
Нам сегодня остается сожалеть, что, заплатив за Победу миллионами погибших сограждан, заплатив лишениями за восстановление народного хозяйства республик, подвергшихся немецкой оккупации, и России, сегодня мы видим, что все разворовано новыми миллиардерами, видим нищету большинства населения, особенно тех, кто трудился в тылу. Убийства, грабежи, насилие, проституция, наркомания, детская беспризорность – все это пороки «процветающего» капитализма. Мы вправе спросить: куда вы, кукловоды, ведете Россию?
Люди! Пора уже думать!
Евгений ДОИЛЬНИЦЫН.
Комментарии