• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 11:40 вторник, 16 июля
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    16.07.2019
    USD: 62.83
    EUR: 70.86
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • На фронте и в мирные дни

    На фронте и в мирные дни

    На фронте и в мирные дни

    Когда знакомишься с судьбами участников Великой Отечественной войны, поражаешься их стойкости и самоотверженности в самые тяжёлые для страны годы XX века. Но не меньшее восхищение вызывает жизнь ветеранов в мирное время – деятельная, увлечённая, созидательная.

    Семья Бориса Сергеевича Вахтина сначала жила в Свердловской области, потом переехала в город Пласт неподалёку от Челябинска, где и прошло его детство.

    – Когда началась война, я и мои ровесники окончили восьмой класс. В девятый пошли не все: у кого-то отца отправили на фронт и надо было работать, кто-то помогал матери по дому. Да и учёба стала совсем другой – один день в неделю изучали военное дело. После уроков с друзьями посещали курсы автоматчиков, а по ночам дежурили в военкомате, передавая в районы телефонограммы о призыве в Красную армию, – вспоминает ветеран. – Ребят постарше стали направлять в войска, и класс распался окончательно. А я узнал, что идёт набор в Троицкую военно-авиационную школу, где можно выучиться на авиамеханика.

    Какой мальчишка в сороковые годы не мечтал поднимать в небо самолёты и гордо именоваться «сталинским соколом»!

    – Покрышкину удалось перейти из техников в лётчики, но случалось такое крайне редко. К пилотам всегда предъявляли высокие требования, особенно по здоровью, а у нас кое-кто из ребят даже носил, – отмечает Борис Сергеевич.

    Военная дисциплина требовала подчинения приказам командира. Курсанты чётко понимали, что их труд тоже нужен стране и армии. С этой мыслью легче переносились невзгоды.

    – На завтрак давали какую-нибудь жидкую кашу, на обед – почти пустой бульон. Плюс 700 граммов хлеба на сутки. Нам всегда говорили, что всё идёт на фронт, а в в блокадном Ленинграде люди получают всего 125 граммов хлеба в день.

    Изучение авиапушек, пулемётов и бомбардировочного снаряжения длилось год. Параллельно с теорией будущие механики по вооружению осваивали навыки работы ножовкой, напильником, плели металлические тросы. Стажировались в действующем полку в Торопецком районе (ныне Тверская область) на самолётах Пе-2. Неподалёку развернули ложный аэродром с муляжами техники, на нём постоянно имитировалась какая-то активность, поэтому немцы его регулярно и бомбили.

    Сдав строгой комиссии госэкзамен, Борис и ещё несколько выпускников в обстановке строгой секретности узнали о создании на Украине аэродрома для размещения самолётов союзных армий. Территория базирования была уже выбрана, но пришлось оборудовать взлётно-посадочные полосы. Те покрывались металлическими листами с отверстиями, через которые быстро прорастала необходимая для маскировки трава.

    Освоение иностранной авиатехники потребовало от ребят внимательности и терпения: использовались другие меры длины в схемах, иной шаг резьбы, комплектующие и масса прочих премудростей, осваивать которые им пришлось на ходу.

    Боевые машины союзников, совершавшие пару вылетов в неделю, бомбили немцев над Польшей, Румынией и Германией. Первые сто самолётов пришли 6 июля 1944 года, затем – ещё столько же. Открывался второй фронт. Авиамеханики работали бригадным методом, нередко и по ночам.

    После начала войны с Японией опытных техников решили отправить на Дальний Восток, но пока они туда добирались, боевые действия закончились.

    – Две-три недели мы вынужденно бездельничали, а потом втроём попали в окрестности Читы. Здесь стояли уже знакомые нам Пе-2, а восточная граница была крайне неспокойной. Демобилизовался только в 1950 году и вернулся домой на Урал, – продолжает свой рассказ Борис Сергеевич. – Все годы службы  переписывался с другом, поступившим в Московский геологоразведочный институт. Он очень хвалил свой вуз и агитировал меня поступать туда же. После десятого класса в школе рабочей молодёжи я поработал в геологоразведке и потом поехал поступать в столицу.

    В 1956 году Китай для поисков урана запросил у СССР молодых инженеров-геологов. Там наш герой работал до 1958-го. Теперь перед Борисом Вахтиным открывался широкий выбор: можно было поехать и в Москву, и в Ленинград, но он отправился в Иркутск, где не хватало специалистов. Как оказалось, не ошибся.

    Здесь, в иркутской экспедиции геологосъёмки, он встретил замечательную девушку. С Маргаритой Павловной они дружно прожили много лет, вырастили сына Андрея. В 1962 году семья переехала в Академгородок, где спустя пять лет молодой сотрудник Института геологии и геофизики СО АН СССР защитил кандидатскую диссертацию.

    Борис Сергеевич долгие годы возглавлял ветеранскую первичку. Это довольно кропотливый труд по сбору информации о месте службы, наградах и ранениях. Помогал в оформлении и получении документов, а в 90-е годы – в получении положенных пособий и материальной помощи.

    За боевые заслуги, научную и общественную деятельность он отмечен орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «Ветеран труда», юбилейными и памятными наградами. Его имя занесено в Книгу Почёта районного совета ветеранов.

    Светлана КНИЖНИК

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    Вехи одной судьбы
    416 0
    "Навигатор" № 21 (1192) от 31.05.19
    Человек и общество / Живая история
    Наш Городок: из прошлого в будущее
    609 0
    "Навигатор" № 21 (1192) от 31.05.19
    Человек и общество / Живая история
    По планам Лаврентьева
    441 0
    "Навигатор" № 21 (1192) от 31.05.19
    Человек и общество / Живая история
    «Весна сорок пятого года…»
    1052 0
    "Навигатор" № 19 (1190) от 17.05.19
    Человек и общество / Живая история
    Учительская судьба
    1068 0
    "Навигатор" № 19 (1190) от 17.05.19
    Человек и общество / Живая история
    Детство в эшелонах смерти
    1491 0
    "Навигатор" № 15 (1186) от 19.04.19

    Популярное