Мужские модели поведения: от отца к сыну
Мужские модели поведения: от отца к сыну
Моему сыну полтора года. Понимаю, что как мальчик он хочет общения с мужчинами больше, чего я дать ему не могу. Когда папа дома, он либо висит на телефоне, либо сидит за компьютером (он программист и ему часто по вечерам звонят по работе). У нас один дедушка, который живёт рядом, но видит внука раз в 2-3 месяца, когда мы попросим с ним посидеть. Замечаю, как на улице ребёнок пытается поиграть с каким-нибудь мужчиной, как он внимательно смотрит на мальчиков, которые играют с папами или дедушками.
Хочу найти ненастоящего дедушку для своего сына, за плату, чтобы раз в неделю играл с моим ребёнком. Не возникнет ли у малыша сильная привязанность к этому человеку и стоит ли такое делать вообще?
В ближайшем окружении вашего сына присутствуют двое мужчин. Их действия вы не считаете задающими мужские модели поведения – каждый занят своим делом и не проводит с мальчиком столько времени и таким образом, как вам бы хотелось. Пока ничего страшного не происходит: у вашего сына есть возрастные задачи, и он их может решать с вами. В полуторагодовалом возрасте для ребёнка важны общение с мамой и предметная деятельность. Конечно, в последнем помогать ему может и папа, и даже дедушка. Более того, это для них создаст предпосылки для совместной деятельности с мальчиком в будущем.
В 2,5-3 года, когда ребёнок начнёт себя идентифицировать по полу, общение с мужчинами станет важной составляющей его жизни. Но строить свою модель гендерного поведения он будет преимущественно с папы (быть мужчиной – значит говорить по телефону и сидеть за компьютером). Поэтому хорошо, если сейчас сын с отцом собирают пирамидку, а через несколько лет будут ходить в гараж или на рыбалку.
Сложность мужского вхождения в воспитательный процесс и передачи мужских моделей поведения состоит в том, что первое время всё это для ребёнка вроде бы и не актуально: мама кормит, заботится, ухаживает. У папы из-за меньшего практического опыта обычно эти действия получаются хуже. Да ещё маме бывает трудно удержаться от критических замечаний. Поэтому отец часто принимает решение включиться в воспитательный процесс чуть позже, когда сын подрастёт. Жена соглашается – всем так проще и удобнее. Ситуация усугубляется, если рядом есть заботливая бабушка, готовая в любой момент прийти на помощь молодой маме. Тогда папе обрести навыки взаимодействия с ребёнком становится и вовсе проблематично – женщины сами прекрасно справляются.
Мальчик подрастает, а отцовские навыки взаимодействия не развиваются. Сначала были фантазии: вот исполнится сыну три – мы с ним на рыбалку! Сыну три – он же ни минутки посидеть спокойно не может! Какая уж тут рыбалка!? Вот будет пять – тогда и на рыбалку! Сыну пять – он же стрекочет без умолку! Всю рыбу распугает!.. А когда сыну исполнится 10-12, у него появятся свои друзья, дела, интересы, в которые рыбалка с «престарелым» отцом не входит.
Если предыдущий абзац и преувеличение, то совсем небольшое. К сожалению, это довольно распространённая жизненная история. Чтобы события не развивались в семье подобным образом, важно помнить, что лучшее время для общения с ребёнком – сегодня, сейчас, каждый день! Тогда будет место совместным интересам, увлечениям, пониманию и контакту, которым и подростковый возраст не станет помехой.
В ненастоящем дедушке смысла немного. Более продуктивным будет сосредоточиться на отношениях папы и сына. Говорить с мужем, рисовать ему картинки, рассказывать, о каких взаимоотношениях в семье вы мечтаете, как себе представляете общие дела и досуг, которые будут радовать всех.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии