• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 00:19 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Михаил Тарковский: «Сейчас читают то, что поближе»

    Михаил Тарковский: «Сейчас читают то, что поближе»

    Михаил Тарковский: «Сейчас читают то, что поближе»

    В прошлом году в нашем городе у Михаила Тарковского вышел трехтомник повестей и рассказов: «Енисей, отпусти»,  «Тойота-креста» и «Замороженное время». Совсем недавно писатель стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Ясная поляна». Житель деревни на севере Красноярского края, охотник-промысловик, поэт и прозаик Тарковский не очень часто бывает в столице Сибири. Творческая встреча с писателем прошла в НГУ, а после наш корреспондент смог задать и свои вопросы – о жизни, политике, секретах мастерства, знаменитой родне…

    – Михаил Александрович, в Новосибирске вы оказались как участник литературного фестиваля. Какие ассоциации возникают у вас в связи с его названием – «Белое пятно»?

    – Сплошные белые пятна – это Россия для нашего правительства, сидящего в Москве. А ведь можно же послушать людей на местах, попытаться понять их. Учредить Министерство по русской провинции…

    – Оно уже есть, называется Минрегионразвития…

    – Так оно должно работать на износ в авральном режиме! А еще надо срочно создать Комитет спасения русского языка, без него уже невозможно. Я готов поучаствовать в его работе. К примеру, очень важно определить, как нам обращаться друг к другу – может, подойдут слова сударь, сударыня. У меня есть соображения по этому поводу. В общем, работы по упорядочению норм русского языка – поле непаханое, и не только у писателей.

    – Уточните, какова роль писателя в современном обществе?

    – Этот вопрос слышу всю жизнь. Смотрите – есть Гоголь, Толстой, Достоевский, Лесков, Чехов, Распутин, Астафьев… Русская литература всегда, а особенно в конце XIX века, была остросоциальной, потому что в обществе назревала масса проблем, и некогда было наслаждаться загадочностью жизни.

    Каждый писатель проходит свой путь. Вначале он просто пишет, учится, а когда понимает, какая сила у него в руках, решает, куда направить ее. В реальности изменить что-либо в историческом процессе одной книгой очень сложно. Хотя такие примеры известны. Думаю, прочитанное бойцам на передовой стихотворение может многое сделать. Единственное, что я могу своими повестями – так это поддержать людей, чтобы они испытали очищение и единение, почувствовали в авторе единомышленника. Еще могу как-то переоткрыть сибирскую и дальневосточную территорию, чтобы люди посмотрели на жизнь в тех краях не привычным притертым взглядом и сказали: «Как же она прекрасна, наша земля! Вот ведь, оказывается, за что мы ее любим, ведь чувствовали сердцем, а теперь и слова подоспели».

    – Сформулирую вопрос по-другому. Как оцениваете состояние современной отечественной прозы?

    – Вот если бы я был критиком и читал множество авторов… А я в основном читаю книги-помощники, писателей, кто мощнее, добрее, пронзительнее меня – чтобы зарядиться силой и светом. Это без обид моим коллегам-современникам: зачем перелопачивать груды «толстых журналов», если можно открыть Жития cвятых… Нет-нет, у нас полно хороших писателей! Проблема в другом. Их мало знают – потому что читаем мы то, что поближе…

    – Захар Прилепин считает, что вы войдете в учебники по литературе. Это конечная цель писателя?

    – У писателя не может быть конечной цели. Для меня самое главное – написать, вытащить, если можно так выразиться, произведение из небытия. Ну и читательская благодарность – это то, что тебя двигает. А писателя, набравшего ход, уже не остановить размышлениями «о целях и задачах» – куда интереснее проснуться и сесть писать, писать, писать…

    Что скрывать, тщеславные мысли бывают у любого. Начинающему автору они могут серьезно помочь сделать выбор и отсечь лишнее. А когда ты уже состоялся, все это смешным кажется – ведь столько горького в жизни.

    – У Бориса Слуцкого есть такие строчки: «Расспросите меня про Сталина – я его современником был!» А чьим современником вы себя считаете?

    – Новый для меня вопрос. Астафьева могу назвать. Илью Афанасьевича Плотникова, своего односельчанина, ветерана войны, трудового и смиренного человека – похоронили его недавно. Кто еще? Буду думать.

    – Большой след в культуре оставили ваши родные. Что  испытываете при просмотре фильмов Андрея Тарковского и при чтении стихов Арсения Тарковского?

    – Смотрю кино своего дяди – и погружаюсь в ни с чем не сравнимый душевный транс, душа размягчается. Особенно, когда вижу свою бабушку, с которой прожил большую часть детства. Две моих бабушки (одна крестьянского, другая дворянского происхождения) так и не подружились, не нашли общего языка, и этот разлад прошел и по мне.

    Стихи Арсения Тарковского поражают своей грустью, какой-то особой горечью. Конечно, для меня они значат гораздо больше, чем для всех остальных. Возможно, причиной этому снова бабушка, которая рассталась с дедом очень давно и всю жизнь переживала эту разлуку. На моих глазах.

    – Еще вопрос о родственных связях. Если краткость – таланту сестра, то мировоззрение – ему отец и мать?

    – Пожалуй, что так. Но талант еще – это и любовь к языку, понимание законов созидания. Мне всегда казалось, что написание рассказа или стихотворения сродни рубке избушки, так же все должно быть крепко и ладно.

    – Существует ли кодекс чести писателя? Не могли бы  сформулировать главные пункты?

    – Чем дальше в лес, тем серьезней вопросы. Кодекс чести русского писателя уже составил Владимир Бондаренко, поищите его книги. Главные пункты, главные пункты… Наверное, не бояться безвестности, безденежья, гонений. Помогать людям в благих делах, пусть даже и отнимая время от своей писанины. Не заигрывать с врагами Отечества. Не понтоваться – я, мол, писатель, ваша совесть и вообще белая кость. Наверное, еще много чего войдет в этот кодекс, буду теперь составлять его. Но главное не составить, а следовать. Так что я еще над ним подумаю.

    – Каково мироощущение писателя в «замороженное время»? Когда, судя по вашему эпитету, время можно  воспринимать как товар…

    – Никакого специального, а тем более социального смысла в это словосочетание я не вкладывал, просто получилось таким название у рассказа. Из ощущения зимней тайги, когда морозы долго стоят, и кажется, что все застывает в стерильном оцепенении. Будто бы законсервированы и следы лыж, и выкинутая неделю назад заварка… Филолог Наталья Беляева в своей кандидатской диссертации о моих повестях-рассказах создала целую концепцию «замороженного времени». О рассказе с одноименным названием она пишет: «Замедляющийся ритм позволяет передать постепенное изменение состояния главного героя, обретающего покой… А вот для Валентины вечность – это любовь… Время замирает, когда человек счастлив».

    – Последний вопрос – о писательском счастье. Вы пишете сильно, но вашим тиражам далеко до акунинских…Что скажете?

    – Сам я не делаю специально каких-нибудь телодвижений для саморекламы. Наоборот, когда пытался опередить события, – ничего не выходило. Все правильно, наивно мало уметь и требовать большого уважения. Автор должен дозреть.

    И потом, литература ведь не ограничена в пространстве, в подвалы ее не загонишь. И настоящая литература все равно найдет своего читателя. Надо верить в людей, у всех есть сердце. Писатель должен быть терпеливым.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото Александра Паниотова

    08.02.2011, 19:03 Сергей
    В который раз просматриваю "Счастливые люди"! Долгими зимними вечерами спасает от уныния. Спасибо и Вам, Михаил, за этот чудесный расказ о жизни "на Енисее". До глубины души жаль, что ушел от вас Илья Афанасьевич! Пусть земля ему будет пухом ...

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1211 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное