«Мы с тобой, сестра, еще станцуем…»
«Мы с тобой, сестра, еще станцуем…»
Год от года редеет строй ветеранов Отечественной войны. Сильное, мужественное поколение уходит от нас навсегда. Поэтому встречи с кем-то из них – всегда удивительный урок мудрости и любви к своей стране, это праздник со слезами благодарности за их бессмертный подвиг!
Анна Илларионовна ГУДОВА родилась и выросла в Комсомольске Ивановской области. Ее детство было тяжелым и безрадостным. Полуголодное существование в длинных бараках с клопами, чесоткой, вшами и прочими «прелестями» людской скученности в конце 20-х годов. В семье было десять детей и, несмотря на успешную учебу, мечтать о чем-то особенном не приходилось.
Анна даже не успела окончить десятилетку, когда началась война. В школе разместился госпиталь. Днем девушки шили военную форму, а вечерами учились на медсестринских курсах. Они знали, что их готовят для фронта. Узнавая по радио о новых преступлениях гитлеровских захватчиков, люди ощущали в душе праведную, нарастающую ненависть. Страх отступал, молодежь стремилась на фронт, чтобы освободить свою страну и искоренить саму идею фашизма.
Молодых медсестер обмундировали, посадили в теплушки и отправили в Ленинградскую область. Поезд то и дело бомбили. Люди выскакивали из вагонов и спасались в ближайших болотах.
Прибыв в населенный пункт Парахино, девушки прошли курсы усовершенствования, приняли присягу, став сержантами медицинской службы. Пятерых из них направили в 367-й артиллерийский полк, стоявший у Мясного бора. Он участвовал в Синявинской операции, целью которой была ликвидация коридора в 12 км между двумя фронтами. Шел тяжелый бой. Первую помощь оказывали прямо под градом визжащих в воздухе пуль. Кровотечение остановлено, конечность зафиксирована, на рану наложена стерильная повязка. Дальше раненого доставляли в санбат или полевой госпиталь.
После снятия блокады Ленинграда войска Волховского и Ленинградского фронтов были объединены и вместе освобождали Лугу. Войдя вечером в город, многие устремились на ночлег в неповрежденное здание гостиницы. Анна Илларионовна до сих пор удивляется, почему она отказалась тогда от предложения подружек переночевать в нормальных условиях и осталась в медицинской палатке. Та ночь для многих стала последней. Гостиница была нафарширована минами замедленного действия. Рано утром она взорвалась и похоронила под обломками много людей.
Снижение бдительности на войне всегда приводит к человеческим жертвам. При освобождении одного населенного пункта были обнаружены большие запасы древесного спирта. Майор снял пробу и заверил всех, что это ликер. От отравления метанолом погибло немало народу, в том числе и горе-дегустатор. Воины, вышедшие живыми из тяжелейших сражений, умирали по собственному легкомыслию.
Главное для человека, прошедшего войну, – не ожесточиться. Особенно тяжело приходилось женщинам и девушкам. Не все солдаты и офицеры видели в них только боевых товарищей. Поначалу у санинструкторов были наганы, но как-то нашелся ничтожный тип. Грубо приставая к кому-то из медсестер, он жестоко поплатился. Защищая свою честь, девушка застрелила обидчика. Ее осудили, а всех медиков разоружили. Эта история произвела на Анну и ее боевых подруг страшное впечатление, породив в душе чувство незащищенности и от внешнего врага, и от непристойного поведения некоторых однополчан.
Выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях – задача очень сложная. Вспоминая те страшные годы, Анна Илларионовна, человек с детства верующий, не устает повторять, что прошла через самый настоящий ад.
Говорят, что женщинам не место на войне. Но они шли рядом с мужчинами, помогая выполнять сложные боевые задачи, вынося их из-под огня, сутками выхаживая больных, перевязывая раны, закрывая глаза умершим. Нередко медработники не спали по несколько суток.
– Вылечи меня, Аня, отыщу тебя после войны и поженимся! – частенько слышала девушка от солдат. Слышала и пропускала мимо ушей, а лечила и ухаживала просто как сестра и как медик, никогда не путая работу и личную жизнь. С легкостью данное в порыве признательности обещание мужчины не могли выполнить: едва поправившись, они снова шли в бой и зачастую погибали.
…После войны Анна Илларионовна не стала менять профессию. В 1947 году переехала с детьми в Искитим к сестре, работавшей на заводе. Долго ездила работать в район ОбьГЭС. Потом надо было учить детей, и она трудилась без отпусков, совмещая работу стационарной и поликлинической медсестры. Лишь в 1973 году ей удалось обрести собственный угол в виде однокомнатной квартиры в брусчатом доме, где живет по сей день. Книга Н. Малиновской «Судьба страны – моя судьба» помогла ей встретиться со своей землячкой, однополчанкой и подругой Ольгой Вадимовной Кашменской после долгих лет разлуки.
Величайшего уважения и заботы достойны люди, такой высокой ценой добывшие нам право родиться и не быть рабами! Мы перед этим поколением в неоплатном долгу.
Светлана КНИЖНИК
Комментарии