• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 23:44 четверг, 21 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    21.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Марина СТЕПНОВА: «Я очень азартна!»

    Марина СТЕПНОВА: «Я очень азартна!»

    Марина СТЕПНОВА: «Я очень азартна!»

    Марина Степнова – автор Тотального диктанта – 2022. В начале сентября об этом сообщили во время онлайн-марафона на сайте проекта. Наш корреспондент задал писательнице несколько вопросов.

    Родилась 2 сентября 1971 года в Тульской области. Окончила Литературный институт им. Горького в 1994 году. Прозаик, переводчик. Лауреат премии «Большая книга», финалист премий «Национальный бестселлер», «Русский Букер» и «Ясная поляна». Роман «Женщины Лазаря» вошёл в десятку самых читаемых в России современных книг о любви – по версии «Forbes». Книги Степновой переведены на 26 языков.

    – Что вы знали о Тотальном диктанте до лета 2021 года?

    – Слежу с большим интересом за этим проектом с момента его рождения. Он очень интересный и очень важный. Хотя сама ни разу не писала диктант.

    – Почему? Вы не азартны? Или пишете без ошибок?

    – Я как раз очень азартна, поэтому и стараюсь не давать волю стихиям.

    – Готов ли текст диктанта? Главный герой – женщина?

    – Да, готов. Имею право лишь в общих чертах рассказать, о чём он. Это текст о живущем в Воронеже в конце XIX века мальчике-подростке, который готовится встретиться с первой любовью. Сразу знала, что эта история будет происходить в XIX веке, потому что никак не выберусь из него после романа «Сад» – последней книжки. А потом я очень кстати поехала в Воронеж, на Платоновский фестиваль, влюбилась в город с первого взгляда, и так определилось ещё и место действия.

    Честно говоря, текст для диктанта – непростой, довольно плотно написанный. Я старалась не мучить никого слишком устаревшей лексикой. Тем не менее участникам диктанта не помешают хотя бы самые общие представления о том, как и чем жил российский губернский город конца XIX века.

    – Читается ли в этом тексте ваша любовь к Толстому и нелюбовь к Достоевскому?

    – Не мне судить, насколько в моём тексте много Толстого и мало Достоевского. Думаю, пишущим диктант будет не до подобных исследований, они будут стараться сделать как можно меньше ошибок.

    – Как шла работа над текстом и согласование с организаторами акции?

    – Текст написан специально для диктанта, это не отрывок из будущей книги. Меня никто не ограничивал ни во времени, ни в героях, ни в событиях. Организаторы только попросили снизить градус мрачности. С радостью согласилась. Надеюсь, в итоге текст получился светлым, про любовь.

    – Русский язык стремительно меняется: сокращается лексический запас, активно приходят заимствования из английского, смайлики заменяют подробные описания…

    – Уверена, что русский язык переживёт абсолютно всё. Это живая и очень мощная система. Часть заимствований она с лёгкостью присваивает и осваивает. А всё ненужное – отбрасывает. Не думаю, что такие слова, как «менеджер» или «кринж» разрушат русский язык. Он будет жить, пока живы его носители. За его будущее не стоит волноваться.

    – Вы преподаёте литературное мастерство. Есть ли талантливые авторы?

    – Меня всякий раз поражает оханье по поводу того, что наша молодёжь испортилась, что она ничего не читает, плохо пишет, что молодые «ленивы и не любопытны»… Должна вам сказать, ежегодно на писательские курсы «Creative Writing School» мы набираем поразительно талантливых ребят! Они прекрасно пишут, стремительно растут. Часть из них уже занимает серьёзное место в отечественной литературе. К примеру, в ближайшее время в «Редакции Елены Шубиной» выйдут два романа наших выпускников – Тимура Валитова и Сергея Лебеденко. Молодые писатели обретают свой голос, и я счастлива, что эти голоса – уникальные, интересные, сильные – скоро сложатся в такой мощный хор, что не услышать его будет невозможно. За этими людьми будущее нашей словесности.

    – Кого считаете своими учителями в литературе?

    – Каждая прочитанная книга меня чему-то да научила, например, тому, как надо писать. Или наоборот – как не надо. А самые дорогие мне писатели – Лев Толстой, Набоков, Бунин, Фаулз, Воннегут. Но это не означает, что они научили меня больше других. Просто я люблю их сильнее прочих.

    – За что? Что в их текстах особенного?

    – Разве у любви есть какие-то аргументы? Это не любовь уже…

    – Недавно был обнародован шорт-лист премии «Ясная поляна», в нём и ваш роман «Сад». За кого болеете в списке финалистов?

    – За книгу Майи Кучерской «Прозёванный гений». Это прекрасная проза о Лескове. Также болею за Наталью Репину и её «Жизнеописание Льва»: очень необычный роман, свежий текст. Прямо сердце разрывается между двумя этими книгами.

    – Что такое несправедливость: когда заслуживаешь и не получаешь или когда не заслуживаешь, но получаешь?

    – Несправедливость – когда у тебя отобрали что-то очень дорогое. Вот это настоящая трагедия. А если ты заслуживаешь и не получаешь какую-либо награду, либо не заслуживаешь, но всё же выигрываешь – это судьба. Она слишком часто распоряжается вслепую. Именно поэтому я спокойно отношусь к любым итогам любых премий.

    – Что в работе после романа «Сад»?

    – Пишу вторую часть романа. В нём частично те же герои. Они действуют частично в том же времени. Но сюжет – совершенно иной. Так что читать эту книгу можно будет отдельно от «Сада».

    – Пандемия – лучшее время для творчества?

    – Писала «Сад» десять лет. Пандемия длится гораздо меньше. И принесла мне, если честно, мало удовольствия.

    – Сталкивались ли с резкой критикой этого романа?

    – Обычно слежу за отзывами месяца полтора после выхода новой книги. Признаться, ни одну из них так сильно не критиковали, как «Сад». Многих читателей привели в неистовство вещи, которые мне казались нейтральными. Ничего не поделаешь, читатель имеет право выражать своё мнение. Я же пишу не для того, чтобы меня хвалили или ругали…

    – Вы автор нескольких замечательных книг. Какую из них цените выше других?

    – Роман «Безбожный переулок». Правда, читательского внимания и профессиональной критики он получил меньше – в сравнении с остальными моими текстами. От чего зависит судьба той или иной книги – «нам не дано предугадать»…

    – А какая книга далась труднее других?

    – Каждая новая книга сложнее всех прежних, вместе взятых. Это всегда вызов.

    – Давно ли стали «автором-садовником»?

    – Я всегда была им. То есть автором, который идёт за текстом, позволяет ему расти свободно, так, как ему хочется. Для меня это единственно возможная стратегия. В ней много чуда, волшебства. Быть автором-садовником невероятно увлекательно.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото М. Бесчастновой

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1210 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное